При инсульте теряют способность говорить

Почему при инсульте люди теряют способность говорить

При инсульте теряют способность говорить

Различные нарушения речевой функции — частый симптом и осложнение инсульта. Их относят к очаговым проявлениям определенных зон головного мозга. Восстановление речи после инсульта обязательно нужно включать в комплексную программу реабилитационных мероприятий для конкретного пациента.

Задачей вернуть человека к активной жизни занимаются разные специалисты: неврологи, нейрохирурги, реабилитологи, терапевты. Хорошо, если в лечебном учреждении имеется логопед. Тогда занятия по развитию речи можно начинать с первых недель болезни при стабилизации общего состояния.

Почему человек теряет способность говорить?

Потеря способности говорить (афазия) на фоне геморрагического или ишемического инсульта связана с поражением речевого центра в коре головного мозга. У правшей он расположен в левом полушарии. Однако существуют разновидности патологии, которые одновременно затрагивают мозжечок, теменную и лобные доли.

При повреждении нижней лобной и теменной областей развивается моторная афазия. Для нее характерно рассогласование речевых двигательных команд мозга. Человек все понимает, но молчит или говорит односложно. Ему непосильны длинные фразы. Этот вид нарушения речи восстанавливается значительно хуже, чем сенсорный.

Для поражения мозжечковых структур характерен вялый или спастический паралич всего речевого аппарата (языка, губ, гортани, глотки). Голос становится глухим, пациент не может правильно произносить согласные, говорит очень медленно.

Другие нарушения речи

В результате инсульта не обязательно пропадает речь. Ишемические повреждения способны вызвать и другие нарушения: человек становится очень многословным. При этом полностью не контролирует свои слова. Заменяет одни на другие, руководствуется не значением, а похожими сочетаниями звуков.

Другой вариант — отсутствие способности запоминать названия предметов, явлений, действий, имена. Пациент обходится в речи без существительных. Его трудно понять.

Для того чтобы узнать, как восстановить речь после инсульта, нужно участие опытных специалистов, настойчивость больного и терпение родственников.

Как развивается потеря и восстановление речи

В первые дни среди симптомов инсульта имеется полная афазия, ее неврологи называют «тотальной». Пациент ничего не говорит, не понимает, не узнает родственников.

Через несколько дней при успешном лечении больной начинает узнавать родных, понимать обращенные вопросы, но сам говорить не может.

Далее пациент начинает произносить отдельные звуки, не умея соединить их в слова. Чтобы заново научить пациента артикуляции, требуется время.

Советы и приемы логопеда

Заниматься с эмоционально угнетенным пациентом очень сложно. Представьте ситуацию, когда к человеку возвращается сознание, но он с ужасом понимает, что не в состоянии что-либо сказать и не может общаться с окружающими. В данном случае «быстрее» не означает «лучше». Пациент должен ощущать ненавязчивое внимание окружающих.

Несколько советов для родственников:

  1. Не обращайтесь с больным как с обреченным на инвалидность неполноценным человеком. Разговаривайте с ним спокойно и внимательно. Старайтесь настроить на выздоровление. Обращайте внимание на мельчайшие положительные сдвиги.
  2. Не допускайте к нему безразличных людей. Все эмоции должны быть добрыми.
  3. Включайте тихую музыку, любимую радиостанцию больного.
  4. Старайтесь заинтересовать пациента в диалоге с вами, подчеркивайте важность его мнения.
  5. Слуховую нагрузку в месте пребывания больного нужно контролировать. Радио и телевизор не должны работать длительно и громко. Лишний шум раздражает и утомляет.

Способы работы логопеда

Наиболее удачные результаты по восстановлению речи возможны при длительной работе со специалистом.

  • Логопед начинает знакомство с пациентом с проверки его реакции на тихий голос, шепот.
  • Задания усложняются постепенно.
  • Специалист не работает над произношением отдельных слов или звуков, пациенту важно ощущать их в контексте, усвоить общий смысл.
  • Темы для упражнений выбираются из значимых для больного проблем.
  • Логопед начинает фразу, а пациенту предлагается ее закончить.
  • Некоторые очень хорошо реагируют на любимую песню и начинают подпевать. Слова произносятся вначале нечетко, но обстановка радует больного.
  • Если состояние позволяет рисовать, то врач показывает картинки по теме и просит их срисовать.

Начальные сеансы продолжаются по 15 минут. Промежутки между занятиями определяются состоянием пациента. Через полтора-два месяца они продляются до получаса.

В домашних условиях заниматься с больным можно только после периодических осмотров логопеда. Консультация специалиста помогает выбрать задание, удобные упражнения.

Какие упражнения можно выполнять дома

Для самостоятельных домашних занятий рекомендован комплекс упражнений, направленных на улучшение артикуляции, владение мышцами, участвующими в речевой функции. Кстати, они полезны и здоровым людям, вынужденным по специальности много говорить. Число повторений каждого упражнения — до 10.

  1. Вытянуть губы и образовать «трубочку», удерживать состояние несколько секунд, затем повторить.
  2. Захватить нижней челюстью верхнюю губу.
  3. Пытаться достать верхней челюстью до подбородка.
  • скрутить язык в «трубочку»;
  • при открытом рте вытянуть шею вперед и максимально высунуть язык;
  • упражнение как предыдущее, но добавляется «змеиное» шипение;
  • облизывать губы круговыми движениями сначала в одну сторону, затем наоборот;
  • такие же круговые движения повторить при закрытом рте по внутренней поверхности неба, зубов и десен;
  • закруглить язык назад, в сторону мягкого неба;
  • «цокать», соприкасаясь с небом;
  • пытаемся достать кончика носа и подбородка.

Источник: https://tepcontrol.ru/pochemu-pri-insulte-lyudi-teryayut-sposobnost-govorit/

Нарушение речи после инсульта. Признаки, диагностика, восстановление афазии

При инсульте теряют способность говорить
15 миллионов человек в мире ежегодно переносят инсульт. Частые проблемы, с которыми сталкиваются люди после инсульта, — нарушение движения, глотания, а также речи. Нарушение речи встречается у каждого третьего пациента после внезапного нарушения кровообращения.

Речь — важнейшая часть жизни человека, позволяющая познавать мир, выражать мысли, обмениваться информацией и передавать свой опыт другим людям. В основе речи — лексика, грамматика, синтаксис, фонетика.

Если один из компонентов нарушается, у человека возникают проблемы с функционированием речи, или афазия.

  • Человек испытывает трудности при назывании распространённых предметов;
  • Использует одно слово или слог в любых ситуациях общения;
  • Путает правильный порядок слов;
  • Теряет способность грамматически верно выражать свои мысли. (Например, хочет сказать: «Птица села на ветку», а вместо этого получается: «Ветка птица села»);
  • Путает сходные по артикуляции звуки;
  • Не понимает речь других людей и не может повторить фразу;
  • Использует нецензурную лексику.

Последний признак особенно пугает родственников пациентов после инсульта. Даже интеллигентные люди, которые до инсульта не употребляли обсценную лексику, вдруг начинают говорить матом. С чем это связано? Матерная речь находится в глубоких слоях памяти и имеет древнюю структуру. За столетия существования обсценная лексика не изменилась ни морфологически, ни орфоэпически. И если человек теряет возможность говорить на своём языке, он обращается к словам, которые глубоко засели в памяти. У пациентов с афазией также встречается такое расстройство, как дизартрия, то есть нарушение звукопроизношения. Речь после инсульта может стать невнятной, глухой, голос – гнусавым. Дизартрия иногда сопровождается проблемами с дыханием и глотанием.

Иногда нарушение речи после инсульта имеет временный характер: речь восстанавливается самостоятельно в течение нескольких недель. К сожалению, так происходит далеко не всегда.

Человеку с афазией нужно как можно скорее обратиться к специалисту за диагностикой, чтобы выявить тип и степень нарушения речи, а также составить план для восстановления.

И даже спустя годы после инсульта речь может улучшаться после занятий, поэтому важно не пускать восстановление речи на самотёк, а пройти лечение у специалистов.

Нарушениями речи после поражения мозга занимаются нейропсихологи и логопеды. Специалисты проводят комплексное тестирование и дают задания на все аспекты использования языка.

Как правило, тестирование включает повторение услышанной речи, описание серии визуальных изображений, а также беседу со специалистом.

В разных странах нейропсихологи и нейролингвисты разрабатывают диагностические тесты с учетом культуры и ментальных особенностей жителей.

Афазия возникает из-за поражения речевых зон коры полушарий головного мозга или их проводящих путей. Проявляться она может по-разному. Все зависит от того, какие именно участки мозга пострадали во время инсульта.

Моторная афазия – нарушение речи после инсульта, при котором человек с трудом произносит слова, но справляется с произнесением отдельных звуков и понимает речь других. Тяжёлая моторная афазия характеризуется полным отсутствием речи.

Сенсорная афазия (афазия Вернике) характеризуется нарушением понимания речи при сохранении слуха и способности говорить. Иногда в разговоре пациенты путаются в словах, забывают названия предметов и явлений, заменяют одни звуки другими.

Акустико-мнестическая афазия — невозможность удерживать в памяти воспринятую на слух информацию. Пациент не может повторить услышанную фразу.

Оптико-мнестическая афазия — нарушение номинативной функции речи (называния предметов) и представления предметов по названному слову. Пациенты не могут описать зрительные образы и поэтому говорят о функциональном назначении предмета: «То, чем дверь открывают», «То, чем рисуют».

Реабилитация после инсульта: лечение афазии

После проведения диагностических тестов специалист устанавливает, какие именно аспекты речи у человека нарушены, а дальше их тренирует.
Специалист ставит цели для пациента и помогает достичь их с помощью упражнений.

Логопед может читать короткие тексты вместе с пациентом, предложить пациенту записывать слова по буквам, показывать предметные картинки и раскладывать под ними подписи, записывать имена близких людей и названия городов.

Примеры целей:

  • Восстановление простейших речевых конструкций
  • Понимание ситуативной речи
  • Увеличение словарного запаса
  • Объяснение функциональных значений предметов
  • Понимание и выполнение речевых инструкций (например, взять стакан, поднять руку, отодвинуть тетрадь)
  • Восстановление базовых навыков письменной речи (пациент должен заполнить короткую анкету о себе)
  • Расширение объема слухо-речевой памяти (пациент должен запоминать адреса и номера телефонов, пересказывать рассказы)

Для пациентов с тяжёлой афазией специалист может подобрать систему альтернативной коммуникации при помощи карточек, специальных приставок, таблиц или алфавита. Это важно, чтобы человек мог принимать решения в бытовых ситуациях и говорить о них близким.

Уход за пациентами с афазией

Неспособность выражать свои мысли и понимать других – большой стресс для любого человека. Проблемы с речью могут расстраивать человека и быть причиной депрессивных состояний.

Если афазия коснулась вашего близкого, постарайтесь относиться к ситуации с пониманием и соблюдать несколько правил во время общения с ним:

  • Избегайте сложных слов и длинных предложений;
  • Говорите чётко и медленно;
  • Постарайтесь говорить так, чтобы человек видел ваше лицо и губы;
  • Используйте карточки с изображением предметов, чтобы человеку было легче вас понять;
  • Не торопите человека с ответом: после инсульта реакция может быть замедленной в несколько раз.
  • Если вас не поняли с первого раза, попытайтесь сказать это снова. Не требуйте реакции и не раздражайтесь, если человек не может ответить на ваш вопрос.

Вы также можете приехать к нам центр, получить бесплатную консультацию, задать вопросы доктору и посмотреть центр.

Как к нам попасть

Источник: https://three-sisters.ru/blog/narushenie-rechi-posle-insulta

Как восстановить речь после инсульта

При инсульте теряют способность говорить

Различные нарушения речевой функции — частый симптом и осложнение инсульта. Их относят к очаговым проявлениям определенных зон головного мозга. Восстановление речи после инсульта обязательно нужно включать в комплексную программу реабилитационных мероприятий для конкретного пациента.

Задачей вернуть человека к активной жизни занимаются разные специалисты: неврологи, нейрохирурги, реабилитологи, терапевты. Хорошо, если в лечебном учреждении имеется логопед. Тогда занятия по развитию речи можно начинать с первых недель болезни при стабилизации общего состояния.

Восстановление речи после инсульта

При инсульте теряют способность говорить
28 ноября 2017

Инсульт – это повреждение участков мозга в результате острого нарушения кровообращения. Одним из его симптомов является потеря речи. В зависимости от тяжести поражения, период реабилитации может продлиться от нескольких недель до года и более.

Людям, пережившим инсульт, необходима забота и понимание родных и близких.

Из нашей статьи вы узнаете, как помочь восстановить речь больного в домашних условиях, и какие логопедические упражнения нужно делать, чтобы добиться ощутимого прогресса в максимально сжатые сроки.

Виды афазии

Нарушения и потерю речи врачи называют «афазия».

Специалисты различают следующие виды афазии:

  • тотальную;
  • моторную;
  • сенсорную;
  • семантическую;
  • динамическую.

Тотальной афазией называют полное отсутствие возможности говорить и понимать речь.

Для моторной афазии свойственно сохранение способности к произношению отдельных звуков и восприятию речи окружающих, но при этом наблюдается потеря возможности выговаривать целые слова. С чтением и письмом возникают серьезные проблемы. В наиболее тяжелых случаях больной вообще не в состоянии разговаривать, читать, писать и понимать кого-то.

При сенсорной разновидности нарушений пациенты нормально слышат и способны говорить, но адекватное восприятие логико-грамматических оборотов у них нарушено. Такие больные часто путают обозначения предметов и действий, при разговоре подменяют звуки, и не могут писать.

При семантической афазии способность говорить также сохраняется, но в предлогах, окончаниях и сложных лексических конструкциях больной путается. Ему весьма проблематично воспринимать сравнения.

Для динамических нарушений типичен разрыв связи между отдельными словами в предложении.

Занятия с логопедом

После того, как общее состояние пациента перестает внушать опасения, рекомендуется безотлагательно заняться восстановлением речи. Реабилитация при частичной или полной потере речевых навыков в среднем длится 2-3 года, но в отдельных ситуациях может понадобиться 5 лет и более.

Обратите внимание: Стойкие нарушения чаще отмечаются у пожилых пациентов и при диффузных атеросклеротических поражениях сосудов.

Любые разновидности афазии поддаются коррекции в большей или меньшей степени, но непременным условием для устранения речевой дисфункции являются регулярные занятия.

Только профессионал может задействовать оптимальную методику восстановления и подобрать логопедические упражнения с учетом специфики имеющихся нарушений.

Он также оценивает динамику процесса, внося по мере необходимости коррективы в план лечебных мероприятий.

Задачей логопеда является планомерное восстановление речи пациента. По сути человека вначале фактически заново учат произношению слогов, а потом – и целых слов. Для этого на ранних этапах используют детское лото, специальные карточки и букварь.

Врач объясняет человеку, перенесшему инсульт, каким образом можно компенсировать речь языком жестов. Специалист работает в тесном контакте с родственниками больного, от которых зависит, насколько быстро впоследствии удастся в полном объеме восстановить способность к произношению слов.

Он также может порекомендовать необходимые пособия и обучающее видео.

Упражнения для восстановления речи в домашних условиях

Родным и близким человека, который потерял способность разговаривать после инсульта, важно помнить, что речевых контактов избегать нельзя. С больным нужно общаться по возможности больше, причем, всегда спокойным и негромким голосом.

Важно:Никогда не пытайтесь форсировать события. Не давайте чрезмерную нагрузку, ведь для восстановления нервных связей нужно время. А чрезмерная торопливость может привести к снижению позитивного настроя или вовсе – к отказу от занятий.

Если возникают проблемы с произнесением отдельных слов, не заостряйте на этом внимание. Лучше отвлеките больного и смените тему.

Логопеды рекомендуют использовать при занятиях кубики и карточки, вслух называя изображенные на них буквы или предметы, постепенно увеличивая количество объектов и предлагая подобрать к картинкам подписи, нанесенные на отдельные карточки.

В обыденной жизни лучше чаще задавать вопросы, читать вслух несложные тексты, и предложить потом пересказать содержание своими словами. Целесообразно использовать числовые ряды и последовательности, в частности – попросить перечислить по порядку месяцы, дни недели или буквы алфавита.

Отмечено, что быстро восстановить речевую функцию помогает пение. Даже если слова песни произносятся с трудом, происходит укрепление и разработка мышц лицевой области и ых связок. Только петь лучше любимые песни.

При положительной динамике можно переходить к произношению скороговорок.

Если больной охотно идет на контакт, прогресс достигается гораздо быстрее в ходе групповых занятий. В процессе общения с другими пациентами функция речи восстанавливается более заметными темпами.

Если диагностирована моторная афазия, нужно уделять большое внимание разнообразным артикуляционным занятиям для восстановления моторики мимических мышц, языка и губ. При этом запишите занятия с логопедом на видео и просматривайте их в свободное время.

Примеры упражнений для восстановления речи:

  • Сложить губы трубочкой, досчитать до пяти, а затем на 2 сек. их расслабить. Повторить несколько раз.
  • Захватить нижнюю губу зубами, слегка прикусить на 5 сек. и отпустить.
  • Максимально высунуть язык, и удерживать его в вытянутом положении 2-3 сек. Затем нужно вытянуть и расслабить шею.
  • Несколько раз подряд облизнуть губы – вначале по часовой стрелке, а затем – в обратном направлении.
  • Высунуть язык, свернуть его в трубочку и задержать на 3 сек. несколько раз с 5-секундными интервалами. После отдыха в течение 3 минут повторить упражнение.
  • Дотянуться до неба максимально напряженным языком. Повторить упражнение несколько раз.

Комплекс нужно повторять регулярно и последовательно. Только в этом случае можно гарантировать улучшение.

На начальных этапах логопедическим упражнениям нужно уделят 10-15 минут, постепенно доводя продолжительность до получаса и более.

Разминку мышц речевого аппарата нужно продолжать около 10 минут, но обязательно делать несколько «подходов» в течение дня.

Чтобы лучше понимать, что делать во время занятий, можно посмотреть соответствующие видео в Интернете.

Другие методы восстановления

Больным после инсульта показан ряд фармакологических препаратов для улучшения циркуляции крови в т. н. «церебральном бассейне» и нормализации функций нервной системы (в частности – витаминные комплексы и ноотропы). Задачей медикаментозной терапии является профилактика рецидивов и осложнений.

Восстановить артикуляцию помогает электростимуляция мышц, принимающих участие в звукообразовании.

Ускорить реабилитацию помогают общий и точечный массаж, лечебная физкультура, другие физиотерапевтические процедуры и иглоукалывание.

Окружающим следует запастись терпением. Даже если на начальных этапах не будет заметного прогресса, не следует опускать руки. Чем больше вы будете заниматься с близким, тем больше шанс на то, что к нему вернется способность общаться с другими.

Источник: http://stop-insult.ru/news/220_vosstanovlenie_rechi_posle_insulta

Про Инсульт
Добавить комментарий