Обж 11 класс пмп при острой сердечной недостаточности и инсульте

Первая медицинская помощь при острой сердечной недостаточности и инсульте

Обж 11 класс пмп при острой сердечной недостаточности и инсульте

Тип урока: беседа (изучение нового материала).

Цель: проверить усвоение знаний по теме «Основы здорового образа жизни», познакомить учащихся с основами строения сердечно-сосудистой системы и системы кровообращения; обучить навыкам первой медицинской помощи при острой сердечной недостаточности и инсульте.

Оснащение: интерактивная доска (видеопроектор).

Дидактический материал: учебник ОБЖ 11 класс Смирнов, «Основы медицинских знаний» Смирнов.

Учебно-методический комплекс: карточки контроля, карточки изучения нового материала, сигнальные карточки, презентация (Приложение №4)

Ход урока

I. Организационный момент.

Учитель приветствует учащихся. Знакомит с правилами работы на данном уроке. Объясняет, что после каждого этапа урока учащиеся оценивают свою работу по баллам выставляя их в лист самооценки (Приложение №1).

Критерии оценивания:

Виды работ:баллы
1. Фронтальный опрос « Что такое сердце?»0-5
2. Практическая работа «Пульс»0-5
3. Найди пару «О чем может рассказать пульс»0-5
4. Работа в группах0-5
5. Заполнение технологической карты0-5
6. Тест-опрос по сигнальным карточкам0-5
Итоговая отметка за урок:30-25 оценка «5» 24-20 оценка «4»19-15 оценка «3»

II. Вводная часть. Актуализация изучения нового материала.

Постановка темы и цели урока.

Повторение знаний из курса биологии по теме «Сердечно-сосудистая система»

Учитель: Хочу предложить вам начать урок с просмотра видеоролика, будьте внимательны – это поможет вам определить тему нашего урока.

(просмотр видеоролика)

Учитель: Что является причиной ухудшения состояния человека?

Ученики: Сердце.

Учитель: Верно, причиной ухудшения состояния человека и остановки (прекращения) сердечной деятельности является сердце. Прежде чем нам начать говорить по теме нашего урока мы должны с вами повторить некоторые моменты из курса биологии по теме «Сердечно-сосудистая система» (учитель задает ряд вопросов)

– Что представляет собой сердечно-сосудистая система человека и в чем ее значение?

– Какую роль выполняют в организме кровеносные сосуды?

– Чем является сердце?

Учитель: Чтобы определить состояние человека одним из способов является определение пульса.

Учитель: Давайте вспомним, что такое пульс? В каких местах лучше всего прощупывается пульс?

Учитель: Лучше всего пульс прощупывается в двух местах – на запястье и в углублении шеи правее или левее подбородка.

(Практическая работа в парах «Пульс» под руководством учителя учащиеся выполняют замер пульса и делают сравнение, выводы)

 1. Пульс на запястье располагается пониже основания большого пальца, в ложбинке между костями. Нащупайте его
трение пальцами и слегка надавите.

2. Не прижимайте пульс большим пальцем, так как в нем ощущается ваше собственное биение сердца, и вы можете принять собственный пульс за пульс другого человека.

3. Пульс на шее (горле) находится в ложбинке челюстной кости, сбоку от кадыка. Проверьте его также тремя пальцами.

Учитель: Тема пульс вам хорошо известна, также мы с вами сделали сравнение и выводы в ходе выполнения практической работы «Пульс», теперь вам предлагается проверить себя, на сколько хорошо усвоили тему «Пульс». Ваша задача найти для каждого вопроса его пару, то есть ответ соединив их стрелкой.

(Найди пару «О чем может рассказать пульс?») (Приложение №2) 

Найди пару «О чем может рассказать пульс?»(соедини стрелочкой вопрос и соответствующий ему правильный ответ)
ВопросОтвет
1.Частота пульса измеряется…1.до 90 ударов в минуту
2.Нормальный пульс у школьника …2.переохлаждение организма
3.Изменения частоты пульса вызывается…3.различными заболеваниями и травмами.
4.Учащенный или слабый (неровный) пульс указывает на …4.на шок, внутреннее кровоизлияние, перегрев
5.Замедленный пульс указывает на …5.количеством ударов в минуту

III. Основная часть.

Учитель: А теперь давайте создадим рабочую обстановку, разобьемся на три группы и выявим причины, признаки и заболевания сердечно-сосудистой системы человека.

(Работая с учебником, учащиеся заполняют листы: 1 ряд признаки, 2 ряд – причины, 3 ряд – заболевания. После заполнения листов каждая группа сообщает с пунктами указанными в своей работе)

Причины ПризнакиЗаболевания
– стресс- длительная перегрузка сердечной мышцы- физическая или эмоциональная перегрузка– увеличение частоты сердечной деятельности- боль в области сердца- боль под лопаткой- болевые ощущения в области сердца– сердечный приступ- стенокардия- инфаркт- острая сердечная недостаточность- инсульт

Учитель: В человеческой жизни бывают такие моменты, когда случаются несчастные случаи, связанные с остановкой сердца на улице, на работе, с близкими вам людьми. Вы можете оказаться рядом и нечего не смочь предпринять при этом.

Почему? Да просто потому, что вы не знаете что делать, как поступить в той или иной ситуации. А время, отведенное для сохранения жизни пострадавшего неумолимо уменьшается.

Чтобы он не потерял этот последний шанс в таких экстренных ситуациях, мы должны изучить тему оказания первой помощи при острой сердечно недостаточности и инсульте.

Учитель: Сердечно-сосудистая недостаточность можно рассматривать как патологическое состояние недостаточности из-за снижения насосной функции сердца. Сердечно-сосудистая недостаточность подразделяется на острую, возникающую внезапно или почти внезапно, и хроническую, развивающуюся несколько недель, месяцев или лет.

Учитель: Сейчас вам предлагается заполнить следующую технологическую карту распознавания заболевания сердечная недостаточность пользуясь учебником и справочником «Основы медицинских знаний» (Приложение №3)

Хроническая сердечная недостаточностьОстрая сердечная недостаточность
Причины
Симптомы и признаки
Оказание первой помощи

(Учащиеся с помощью учебника заполняют данную таблицу, после работы озвучивают и обсуждают найденный материал)

Учитель: Предлагаю вам проверить себя на сколько вы усвоили материал который мы с вами разобрали работая в группах, работая по заполнению технологических карт.

(Работа учащихся по сигнальным карточкам. Тест- опрос)

1. Боль в области сердца характеризуется:

1) приступом кашля

2) локализацией боли за грудиной, лева от нее, в левой руке и лопатке

3) парализацией

Ответ:2

2. Сердечная недостаточность сопровождается:

1) эмоционально-психическим беспокойством

2) застоем в органах брюшной полости

3) сужением зрачков и порозовением кожи

Ответ:1,2

3. Неотложная помощь при боли в области сердца включает в себя:

1) прием препаратов валерианового корня в виде настоя или настойки

2) горчичники на область сердца

3) прием препаратов нитроглицерина, валидола, анальгетиков.

Ответ: 2,3

(После каждого вопроса учитель комментирует ответ, проверяет процент усвоения)

Учитель: Давайте ознакомимся с алгоритмом действия при острой сердечной недостаточности и остановке сердечной деятельности.

  • Придать пострадавшему удобное полусидящее положение и обеспечить приток свежего воздуха (открыть форточку, окно, дверь), освободить грудную клетку.
  • Побрызгать пострадавшему на лицо и шею прохладной водой и дать понюхать нашатырный спирт
  • Обложить пострадавшего грелками
  • Дать пострадавшему валидол, или нитроглицерин (под язык), или корвалол ( 40 капель на 100 мл. воды)
  • Срочно вызвать «скорую помощь- 03»

Учитель: Мы с вами разобрали часть темы нашего урока «Оказание первой помощи при острой сердечной недостаточности», вторую часть «Оказание первой помощи при инсульте» вы будете разбирать самостоятельно следующим образом, что будет являться вашим домашним заданием:1 ряд-защита и представление презентации «Причины приводящие к инсульту»; 2 ряд-защита и представление буклета «Как избежать инсульт?»; 3 ряд -ролевая игра «Оказание первой помощи при инсульте»

IV. Подведение итогов. Рефлексия.

Учитель: Подведем итог нашего урока. Ваша задача продолжить фразу: сегодня я узнал(а)…

  • было интересно…
  • было трудно…
  • я выполнял(а) задания…
  • я понял(а), что…
  • теперь я могу…
  • я почувствовал(а), что…
  • я приобрел(а)…
  • я научился (лась)…
  • у меня получилось …
  • я смог(ла)…
  • я попробую…
  • меня удивило…
  • урок дал мне для жизни…
  • мне захотелось…

9.08.2012

Источник: https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/620779/

Презентация к уроку по ОБЖ в 11 классе Первая помощь при инсульте и острой сердечной недостаточности

Обж 11 класс пмп при острой сердечной недостаточности и инсульте

Инфоурок › ОБЖ ›Презентации›Презентация к уроку по ОБЖ в 11 классе Первая помощь при инсульте и острой сердечной недостаточности

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайдОписание слайда:

ПМП при острой сердечной недостаточности и инсульте. 11 класс.

2 слайд 3 слайд 4 слайдОписание слайда:

Как сосчитать пульс? Пульс – это ритмическое колебание артериальной стенки, возникающее при каждом сокращении сердца. Тахикардия – учащение пульса Брадикардия – урежение пульса.

5 слайдОписание слайда:

Острая сердечная недостаточность – это неспособность сердца обеспечить полноценное кровоснабжение тканей, органов и систем организма из-за ослабления сократительной функции сердечной мышцы.

6 слайдОписание слайда:

Острая сердечная недостаточность в большинстве случаев возникает при ослаблении деятельности сердечной мышцы (миокарда), реже при нарушении сердечного ритма.

7 слайд 8 слайдОписание слайда:

Острый инфаркт миокарда. Причины:

9 слайдОписание слайда:

Признаки: Интенсивная боль в загрудинной области, иррадиирущая в левую руку, плечо, лопатку не снимается нитроглицерином. резкая слабость , головокружение, головная боль, рвота, обморок, тошнота, рвота. В первые сутки – тахикардия, может быть нарушение ритма. У 20-40% -развивается шок, отёк лёгких. К концу 2-х суток –температура 37-38 градусов.

10 слайдОписание слайда:

Иррадиация болей:

11 слайдОписание слайда:

ПМП: Вызов скорой помощи по телефону 03 Успокоить, придать полусидячее положение, расстегнуть одежду Нитроглицерин под язык Кислород

12 слайдОписание слайда:

Причины: Психоэмоциональный стресс Метеорологическое влияние Избыточное потребление соли и воды Преходящее ухудшение почечного кровотока Острая ишемия мозга

13 слайдОписание слайда:

Симптомы: Распирающие, разламывающие интенсивные головные боли в области затылка, иногда диффузные Головокружение, шум в голове и ушах Тошнота, рвота Может быть понижение зрения, «туман», «мушки» перед глазами Может быть тяжесть, стеснение в груди

14 слайдОписание слайда:

Абсолютный покой Полусидячее положение Андипал 1т,можно настойку валерианы или пустырника в дозировке 1 капля на год жизни корвалол – при тахикардии -1капля на год жизни Кислород Вызвать скорую помощь   Задача – предупредить развитие инсульта, инфаркта миокарда ,

15 слайдОписание слайда:

www.minclinic.ru

16 слайдОписание слайда:

Инсульт – это внезапное прекращение деятельности мозга или отдельных его частей из-за острого нарушения кровообращения или кровоизлияния. Ишемический инсульт Геморрагический инсульт

17 слайдОписание слайда:

Инсульт – кровоизлияние в мозг.

18 слайдОписание слайда:

Симптомы: Внезапная потеря сознания, чаще днём после волнения или физического усилия На внешние раздражители не реагирует Лицо багрово-синюшное, ассиметричное Рот полуоткрыт, щека парусит при дыхании Глаза закрыты, зрачки сужены Пульс редкий, АД повышено Признаки паралича Непроизвольные естественные отправления 

19 слайд 20 слайдОписание слайда:

Первая помощь при инсульте: – обеспечить больному постельный режим, – следить за его мочеиспусканием и дефекацией, состоянием полости рта. Требуется срочная госпитализация и только в сопровождении медработника.

21 слайдОписание слайда:

Глоссарий! Пульс – это ритмическое колебание артериальной стенки, возникающее при каждом сокращении сердца. Тахикардия – учащение пульса Брадикардия – урежение пульса Стойкое повышение кровяного давления в состоянии покоя организма называется гипертонией Гипотония – понижение АД Гипертонический криз – это резкое повышение АД для данного человека Инсульт – кровоизлияние в мозг.

Общая информация

Источник: https://infourok.ru/prezentaciya-k-uroku-po-obzh-v-klasse-pervaya-pomosch-pri-insulte-i-ostroy-serdechnoy-nedostatochnosti-3401329.html

Урок ОБЖ 11 класс Первая медицинская помощь при острой сердечной недостаточности и инсульте

Обж 11 класс пмп при острой сердечной недостаточности и инсульте

Конспект урока по ОБЖ 11 класс ПЕРВАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ ПРИ ОСТРОЙ СЕРДЕЧНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТИ И ИНСУЛЬТЕ

Цель урока: Познакомить учащихся с общими правилами оказанияПМП при острой сердечной недостаточности и при инсульте.
Урок 6

Время: 45 минут

Тип урока: комбинированный

Учебно-наглядный
комплекс: учебник ОБЖ 11 класс, проектор, ПК, презентация по теме, видеофильм по теме урока

ХОД УРОКА

I. Вступительная часть *
Организационный момент

* Контроль знаний учащихся:

  • Каковы условия и порядок заключения брака в РФ?
  • Как Семейный кодекс РФ определяет личные права и обязанности супругов?
  • Как Семейный кодекс РФ определяет имущественные права супругов?
  • Как Семейный кодекс РФ определяет права и обязанности родителей?

II. Основная часть

  • объявление темы и цели занятия
  •  объяснение новогоматериала: § 15, стр. 74-77

Сердечная недостаточность – это патологическое состояние, характеризующееся недостаточностью
кровообращения вследствие снижения насосной функции сердца.

Инсульт – это острое нарушение кровообращения в головном мозге, вызывающее гибель мозговой ткани.

ПЕРВАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ ПРИ ОСТРОЙ СЕРДЕЧНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТИ

Основными причинами сердечная недостаточности могут быть заболевания сердца: ревматические пороки, инфаркты, миокардиты (воспаление миокарда при различных заболеваниях), а также длительная перегрузка сердечной мышцы, приводящая к ее переутомлению.

По скорости проявления выделяют острую сердечную недостаточность, возникающую почти внезапно или в течение нескольких часов, и хроническую, развивающуюся в течение недель, месяцев, лет.

Острая сердечная недостаточность чаще всего появляется у больных с острым инфарктом миокарда (заболевании сердца, вызванное недостаточностью его кровоснабжения), после физической перегрузки у лиц с некоторыми пороками сердца, при гипертонической болезни, при миокарде.

Хроническая сердечная недостаточность на ранних на ранних стадиях развития характеризуется быстрой утомляемостью, мышечной слабостью, чувством нехватки воздуха, зябкостью. Сердечная недостаточность может возникать при перегрузке левых отделов (левожелудочная недостаточность) или при перегрузке и поражении правых отделов сердца (правожелудочная недостаточность).

Левожелудочнаямнедостаточность проявляется проявляется снижением мозгового кровообращения (головокружение, потемнение в глазах, обмороки). При правожелудочной недостаточности происходит набухание шейных вен, появляется синюшность пальцев, кончика носа, ушей, подбородка, появляется небольшая желтушность и отечность разной степени.

Первую медицинскую помощь при острой сердечной недостаточности оказывают соответственно ее клиническим проявлениям и причинам. В общем случае необходимо уложить больного на спину, голову повернуть набок, обеспечить ему доступ воздуха и обязательно вызвать врача.

Первая медицинская помощь при инсульте Основными причинами инсульта могут быть:

  • гипертоническая болезнь (заболевание, характеризующееся повышением артериального давления крови);
  • атеросклероз (заболевание, характеризующееся снижением растяжимости (эластичности) крупных и средних артерий и сужением просвета между ними, как следствие – ухудшение работы сердечно-сосудистой системы;
  • заболевание крови.

Инсульт разделяют на геморрагический (кровоизлияние в мозг, под оболочки и в желудочки мозга) и ишемический (тромбоз мозговых сосудов, нетромбатическое размягчение мозгового вещества при патологии сонных и позвоночных артерий).

Геморрагический инсульт возникает в результате разрыва патологически измененного кровеносного сосуда головного мозга. Развивается обычно внезапно, часто днем после психического или физического перенапряжения.

Отмечается внезапная потеря сознания, вплоть до комы (состояние глубокого угнетения центральной нервной системы, характеризующееся утратой сознания и реакции на внешние раздражители, расстройством регуляции жизненно важных функций организма), больной падает.

Наблюдается приток крови к лицу (гиперемия лица), пот на лбу, усиленная пульсация сосудов на шее, хриплое, громкое, клокочущее дыхание; повышается артериальное давление, пульс резкий, иногда бывает рвота. Глазные яблоки часто отклонены в сторону.

Определяется паралич верхней и нижней конечностей на стороне, противоположной очагу кровоизлияния в мозг, и нарушение речи. Ишемический инсульт (инфаркт мозга) возникает чаще при атеросклерозе сосудов головного мозга, понижении артериального давления, повышении свертывающих свойствах крови, в результате закупорки мозгового сосуда тромбом.

Ишемическому инсульту нередко предшествуют нарушения мозгового кровообращения. Появляются головная боль, головокружение, онемение конечностей, обмороки, иногда боли в области сердца. Паралич конечностей развивается постепенно.

Течение инсульта имеет три варианта:

  1. Благоприятное, когда постепенно восстанавливаются нарушенные функции организма.
  2. Перемещающееся, когда состояние периодически ухудшается.
  3. Прогрессирующее, с постепенным ухудшением состояния и смертельным исходом.

Прежде всего, больного необходимо удобно уложить на кровать и расстегнуть затрудняющую дыхание одежду. Голову повернуть набок, чтобы не западал язык. Положить к ногам грелку. Срочно вызвать «скорую помощь». Эвакуация больного допускается только в положении лежа и только с медработником.

Выводы:

  1. Любое заболевание – это и есть нарушение здоровья.
  2. Нарушения кровообращения могут привести к инсульту.
  3. И острая сердечно-сосудистая недостаточность, и инсульт, если вовремя не оказать первую медицинскую помощь, могут привести к летальному исходу. Инсульт бывает геморрагический и ишемический.

О структуре сердечно-сосудистой системы можно почитать в дополнительных материалах к данному параграфу, на стр. 77.

III. Закрепление материала:

  • Что понимается под сердечной недостаточностью?
  • Что такое инсульт?
  • Каковы основные причины возникновения инсульта?

IV. Итог урока.

VI. Домашнее задание: § 15, стр. 74-77. Задание: Изучить порядок оказания ПМП при инсульте.

Источник: http://schkoler.ru/%D0%BE%D0%B1%D0%B6/%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%81%D0%BF%D0%B5%D0%BA%D1%82-%D1%83%D1%80%D0%BE%D0%BA%D0%B0-%D0%BE%D0%B1%D0%B6-11-%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%81-%D0%B8%D0%BD%D1%81%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82.html

§ 16. Первая помощь при острой сердечной недостаточности и инсульте

Обж 11 класс пмп при острой сердечной недостаточности и инсульте

Сердечная недостаточность — это патологическое состояние, характеризующееся недостаточностью кровообращения вследствие снижения насосной функции сердца.

Инсульт — это острое нарушение кровообращения в головном мозге, вызывающее гибель мозговой ткани.

Первая помощь при сердечной недостаточности

Основными причинами сердечной недостаточности могут быть заболевания сердца: ревматические пороки, инфаркты, миокардиты (воспаление миокарда при различных заболеваниях в результате повреждения миокарда инфекционными агентами), а также длительная перегрузка сердечной мышцы, приводящая к её переутомлению.

По скорости проявления выделяют острую сердечную недостаточность, возникающую почти внезапно или в течение нескольких часов, и хроническую, развивающуюся в течение недель, месяцев, лет.

Острая сердечная недостаточность чаще всего проявляется у больных с острым инфарктом миокарда (заболевание сердца, вызванное недостаточностью его кровоснабжения), после физической перегрузки у лиц с некоторыми пороками сердца, при гипертонической болезни, при миокардите.

Хроническая сердечная недостаточность на ранних стадиях развития характеризуется быстрой утомляемостью, мышечной слабостью, чувством нехватки воздуха, зябкостью.

Сердечная недостаточность может возникать при перегрузке левых отделов сердца (левожелудочная недостаточность) или при перегрузке и поражении правых отделов сердца (правожелудочная недостаточность).

Левожелудочная недостаточность проявляется снижением мозгового кровообращения (головокружение, потемнение в глазах, обмороки). При правожелудочной недостаточности происходит набухание шейных вен, появляется синюшность пальцев, кончика носа, ушей, подбородка, появляется небольшая желтушность и отёчность разной степени.

Первую помощь при острой сердечной недостаточности оказывают соответственно её клиническим проявлениям и причинам.

В общем случае необходимо уложить больного на спину, голову повернуть набок, обеспечить ему доступ воздуха и обязательно вызвать врача.

Первая помощь при инсульте

Основными причинами инсульта могут быть гипертоническая болезнь(*), атеросклероз(**), заболевание крови.

Инсульт разделяют на геморрагический (кровоизлияние в мозг, под оболочки и в желудочки мозга) и ишемический (тромбоз мозговых сосудов, нетромбатическое размягчение мозгового вещества при патологии сонных и позвоночных артерий).

Геморрагический инсульт возникает в результате разрыва патологически изменённого кровеносного сосуда головного мозга. Развивается обычно внезапно, часто днём после психического или физического перенапряжения.

Отмечается внезапная потеря сознания, вплоть до комы (состояние глубокого угнетения центральной нервной системы, характеризующееся утратой сознания и реакции на внешние раздражители, расстройством регуляции жизненно важных функций организма), больной падает.

Наблюдается приток крови к лицу (гиперемия лица), пот на лбу, усиленная пульсация сосудов на шее, хриплое, громкое, клокочущее дыхание; повышается артериальное давление, пульс резкий, иногда бывает рвота. Глазные яблоки часто отклонены в сторону.

Определяются паралич верхней и нижней конечностей на стороне, противоположной очагу кровоизлияния в мозг, и нарушения речи.

Ишемический инсульт (инфаркт мозга) возникает чаще при атеросклерозе сосудов головного мозга, понижении артериального давления, повышении свёртывающих свойств крови, в результате закупорки мозгового сосуда тромбом.

Ишемическому инсульту нередко предшествуют нарушения мозгового кровообращения. Появляются головная боль, головокружение, онемение конечностей, обмороки, иногда боли в области сердца.

Паралич конечностей развивается постепенно.

Течение инсульта имеет три варианта:

  1. Благоприятное, когда постепенно восстанавливаются нарушенные функции организма.
  2. Перемежающееся, когда состояние периодически ухудшается.
  3. Прогрессирующее, с постепенным ухудшением состояния и со смертельным исходом.

Прежде всего больного необходимо удобно уложить на кровать и расстегнуть затрудняющую дыхание одежду. Голову повернуть набок, чтобы не западал язык. Положить к ногам грелку. Срочно вызвать «скорую помощь». Эвакуация больного допускается только в положении лёжа и только с медработником.

Выводы

  1. Любое заболевание – это и есть нарушение здоровья.
  2. Нарушения кровообращения могут привести к инсульту.
  3. И острая сердечно-сосудистая недостаточность, и инсульт, если вовремя не оказать первую помощь, могут привести к летальному исходу. Инсульт бывает геморрагический и ишемический.

Вопросы

  1. Что понимается под сердечной недостаточностью?
  2. Что такое инсульт?
  3. Каковы основные причины возникновения инсульта?
  4. Почему геморрагический инсульт часто возникает после психического перенапряжения? Обоснуйте свой ответ.

Задание

С помощью медицинских справочников и Интернета уточните порядок оказания первой помощи при инсульте и подготовьте сообщение на тему «Оказание первой помощи при инсульте».

Дополнительные материалы к § 16

Структура сердечно-сосудистой системы

Сердечно-сосудистая система – это единая анатомо-физиологичес-кая система, обеспечивающая кровообращение в организме и кровоснабжение органов и тканей, необходимое для доставки к ним кислорода, а также питательных веществ и отведения продуктов обмена. Благодаря функции кровообращения сердечно-сосудистая система участвует в газо- и теплообмене между организмом и окружающей средой, в регуляции физиологических процессов и согласовании различных функций организма.

Сердечно-сосудистая система состоит из сердца и кровеносных сосудов.

Сердце — это орган кровеносной системы, сокращения которого создают энергию для движения крови. Форма сердца приближается к конической с закруглёнными верхушкой и основанием. Масса сердца колеблется в пределах 200-400 г.

Кровеносные сосуды – это эластичные биологические трубки различного диаметра, образующие замкнутую систему, по которой осуществляется циркуляция крови от сердца ко всем органам и тканям организма и обратно к сердцу.

В соответствии с направлением движения крови кровеносную систему подразделяют на артерии и вены, между которыми располагается соединяющее их микроциркулярное русло (артериолы, венулы и капилляры).

Артерии несут кровь от сердца к тканям. Они разветвляются на всё более мелкие сосуды и наконец превращаются в артериолы, а те, в свою очередь, превращаются в капилляры. Капилляры переходят в венулы, от которых начинаются мелкие вены, они постепенно сливаются между собой и укрупняются. К сердцу кровь поступает по самым крупным венам.

От сердца, являющегося центром сердечно-сосудистой системы, берут начало большой и малый круги кровообращения.

Кровь, омывая все ткани, отдаёт им кислород, забирает питательные вещества из кишечника, отдаёт их тканям, а также насыщается углекислым газом и другими продуктами жизнедеятельности клеток.

Постепенно капилляры сливаются в две большие полые вены, по которым кровь попадает в правое предсердие, замыкающее большой круг кровообращения.

Венозная кровь из правого предсердия попадает в правый желудочек, откуда вновь направляется по малому кругу кровообращения.

Малый круг кровообращения начинается лёгочным стволом, отходящим от правого желудочка сердца.

Сокращаясь, правый желудочек выбрасывает венозную, отработанную кровь в лёгочную артерию и далее в лёгкие. Обогащенная кислородом кровь через лёгочные вены попадает в левое предсердие.

Путь крови от правого желудочка через капилляры лёгких до левого предсердия называется малым кругом кровообращения.

(*) Гипертоническая болезнь – заболевание, характеризующееся повышением артериального давления крови (АД).

(**) Атеросклероз – заболевание, характеризующееся снижением растяжимости (эластичности) крупных и средних артерий и сужением просвета между ними, как следствие -ухудшением работы сердечно-сосудистой системы.

Источник: http://tepka.ru/OBZh_11/16.html

Про Инсульт
Добавить комментарий