Нейропсихологи после инсульта

Нейропсихология больных с локальными и сосудистыми поражениями головного мозга (при травмах головного мозга и инсультах у взрослых): диагностика и реабилитация (144ч)

Нейропсихологи после инсульта

Вы государственное образовательное учреждение?

АНО «НИИДПО» – автономная некоммерческая организация, которая обладает теми же полномочиями, что государственные образовательные учреждения.

Департамент образования города Москвы выдал АНО «НИИДПО» лицензию на право оказания образовательных услуг (Приказ № 114Л от 10.02.2017).

Проверить наличие разрешительной документации можно на сайте Рособрнадзора в разделе «Сводный реестр лицензий». Для этого достаточно ввести ИНН 7724318601.

Где я могу ознакомиться с документами на право ведения образовательной деятельности?

Электронные копии размещены на нашем сайте в свободном доступе (раздел «Лицензия и документы»). Помимо государственной лицензии на осуществление образовательной деятельности на веб-странице можно найти свидетельство о постановке на налоговый учёт и документ, подтверждающий регистрацию некоммерческой организации Министерством юстиции РФ.  

Где можно прочитать отзывы об учебном центре?

Отзывы выпускников есть в соответствующем разделе нашего сайта («Наши выпускники» – «Отзывы»). Также вы можете ознакомиться с электронными копиями благодарственных писем от руководителей государственных и частных компаний. Для просмотра отзывов нужно кликнуть по одному из регионов на электронной карте.

Вопросы по реализуемым программам

Зачем следует повышать квалификацию?

Это позволяет в сжатые сроки освоить новые компетенции в рамках имеющейся профессии. Как правило, в таких программах рассматриваются конкретные технологии, методики работы и практические вопросы. В результате вы получите документ, подтверждающий повышение квалификационного уровня.

Какова длительность программ?

Продолжительность обучения регулируется Федеральным законом «Об образовании» N 273-ФЗ и составляет:

  • для повышения квалификации минимум 16 ч.
  • для профпереподготовки минимум 250 ч. 

Предусмотрена ли оплата обучения по частям?

Да, есть беспроцентная рассрочка(без участия банка) для курсов профпереподготовки. Возможность оплаты частями для конкретной программы, а также график внесения платежей можно уточнить у работника приёмной комиссии, заполнив электронную заявку или позвонив по контактному телефону.

Как оформить налоговый вычет?

Порядок оформления налогового вычета определяется Налоговым кодексом РФ (ст. 78, 80, 83, 88 и 219). Для возврата денежных средств нужно обратиться в ФНС РФ по месту регистрации. Размер социального налогового вычета для резидентов России составляет 13 % от стоимости обучения.

Список документов, необходимых для возврата денежных средств, нужно запросить в отделе по организации учебного процесса. Проверка данных, предоставленных в ФНС, производится в течение трёх месяцев. Заявление на вычет и налоговая декларация составляются соискателем самостоятельно.

Какие документы требуются?

Приём граждан других государств возможен на основании заявления на русском языке. Нерезидент/иностранный гражданин может уточнить перечень документов для поступления в приемной комиссии. Консультации по вопросам легализации иностранных документов об образовании можно получить у специалиста приёмной комиссии или работника ФГБУ Главэкспертцентр.

Когда можно начать обучение?

Конкретную дату начала образовательного процесса необходимо уточнять у сотрудников приёмной комиссии. Программы стартуют в течение всего года.

Можно ли поступить в АНО «НИИДПО» с незаконченным высшим образованием (например, если я учусь на четвёртом курсе вуза)?

Да, такая возможность предусмотрена действующим законодательством (ст. 76 закона N 273-ФЗ и письмо Минобрнауки России N 06-735 от 09.10.2013).

Могу ли я обучаться по программе, не соответствующей моей основной специальности?

При поступлении на большинство программ уже имеющаяся профессия Слушателя не имеет значения. Но на некоторых программах предъявляются особые требования к образованию поступающих. Более подробную информацию можно получить у сотрудника приёмной комиссии.

Мне потребуется какие-то специальное оборудование, приложения для обучения?

Только компьютер или смартфон, подключенный к интернету. Также понадобится офисный программный пакет. Слушатель курсов должен иметь базовые навыки компьютерной грамотности.

Можно ли продлить сроки обучения?

Данный вопрос рассматривается в индивидуальном порядке. Продлением сроков обучения занимаются специалисты отдела организации учебного процесса.

Могу ли я прекратить дистанционное* обучение?

Учебный процесс прекращается после подачи соответствующего заявления и расторжения договора с образовательным учреждением. Если вы уже начали процесс обучения, но не завершили его, может быть выдана справка из образовательного учреждения.

Как восстановиться после отчисления?

Для повторного поступления в Институт нужно обратиться в отдел по организации учебного процесса.

Вопросы по выдаваемым документам

Какой документ я получу после завершения образовательной программы?

Удостоверение о повышении квалификации, если продолжительность курса составила менее 250 ч.

Расскажите более подробно о выдаваемых документах.

Выпускникам программ дополнительного профессионального образования вручается диплом или удостоверение установленного организацией образца. Возможность выдачи образовательной организацией документов установленного образца регламентирована приказом Минобрнауки РФ №499 (от 01.07.2013).

В удостоверении будет написано, что обучение было дистанционным*?

Нет, это не предусмотрено законом. Форма обучения (заочная с применением дистанционных образовательных технологий) прописывается только в вашем договоре с АНО «НИИДПО», а также в справке из образовательной организации.

Сколько дней проходит с момента окончания обучения до вручения документа?

Документ подготавливается в течение 10 рабочих дней.

Я должен явиться на защиту итоговой работы и за документом о квалификации?

Нет, итоговая работа выполняется в дистанционном* режиме. Документ о квалификации высылается по почте, но при желании вы можете забрать его лично.

Выдаваемые документы о квалификации соответствуют закону?

Да, документы оформляются на бланках с защитой от подделок, заполняются на русском языке, в них ставится печать АНО «НИИДПО».

Согласно закону, дипломы о профпереподготовке могут быть оформлены в порядке, установленном образовательным учреждением (пункт 19 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по ДПП). Образцы квалификационных документов размещены на сайте нашей образовательной организации.

Смогу ли я предъявлять полученное удостоверение при устройстве на работу?

Да, выданное АНО «НИИДПО» удостоверение предоставляет вам право на ведение профессиональной деятельности в соответствии с квалификацией.

*Заочная форма обучения с применением дистанционных образовательных технологий

Источник: https://niidpo.ru/seminar/4064

Психологические сложности после инсульта

Нейропсихологи после инсульта

Инсульт настигает человека внезапно. Ещё вчера ты мог вести привычный образ жизни, заниматься обычными повседневными делами, и вдруг все рушится внезапно.

Нам трудно понять, как могут ощущаться сложными самые простые вещи, которые ещё вчера делал с легкостью: ходил, писал, смеялся, читал. Тем не менее, это так и есть.

Дееспособный взрослый, ведущий довольно активную жизнь, становится, порой, почти беспомощным, сильно зависящим от окружающих его людей.

Такое изменение физического состояния (особенно у молодых людей, перенёсших инсульт) приводит к довольно серьёзным психологическим последствиям: непринятию себя в состоянии болезни, апатии, депрессии, нежелании заниматься реабилитацией, Это связано с тем, что в нас живет надежда и желание поскорее вернуться к прежнему, привычному, образу жизни. Но перенесённый инсульт может очень долго не давать забыть о себе. 

Чаще всего такой человек становится клиентом психолога, когда со времени инсульта прошло уже какое-то время, часть функций организма восстановилась, но не в полном объёме. Тогда становится понятным, что ещё предстоит долгий путь. И вот в этом «искусстве маленьких шагов» человеку необходима поддержка.

Я неслучайно назвала шаги «маленькими», они действительно, могут быть малозаметны постороннему взгляду, но так важны для самого выздоравливающего: чуть выше поднять руку, пройти чуть дальше по улице, прочитать больше текста, прокатиться на велосипеде. Психолог может сакцентировать и удержать внимание клиента на этих важных моментах.

Человеку просто необходимо в период выздоровления почувствовать возвращающиеся к нему силы, энергию, ощущение послушности собственного тела приказам. 

Конечно, помощь психолога нужна далеко не всем. Было бы нечестно утверждать, что человек после болезни не может самостоятельно справиться со своими психологическими трудностями, особенно, при поддержке близких.

Однако у родственников, окружающих больного, часто у самих силы бывают на исходе. Они стараются окружить, прежде всего, физическим комфортом близкого, постараться, чтобы он ни в чем не нуждался.

Часто им самим, не меньше, чем человеку перенесшему инсульт, нужна психологическая поддержка.

https://www.youtube.com/watch?v=bdSvWkb_3jI

Продолжая наш разговор о психологической поддержке человеку, перенесшему инсульт, следует отметить, что ему может быть необходима помощь не просто психолога, а нейропсихолога. Правда, в отличие от обычного психолога, нейропсихолог не может работать по скайпу. Ему необходим Личный контакт с пациентом.

Чем же занимается нейропсихолог? Нейропсихологи лечат своих пациентов методом замещения функции — например, помогают запоминать слова или осваивать счет с помощью зрительных образов. Как работает метод замещения функции? Не запоминаются слова — запоминаем картинки; не получается читать — воспринимаем на слух.

Постепенно мозг перераспределяет функции и человек осваивает те навыки, которые раньше были утрачены. 

Справиться с уходом, не справиться с собой

Инсульт – заболевание, которое затрагивает всю семью. На близких пациента ложится бремя ухода и поддержки. Но даже не это самое тяжелое, гораздо сложнее принять то, что инсульт изменил вашего родного человека навсегда. 

Очень важно вовремя признаться самому себе, что силы находятся на пределе, чем истощиться до такой степени, когда уже собственная реабилитация может занять немало времени. Всегда необходимо помнить, что настроение окружающих больного близких влияет на самого больного. Поэтому необходимо соблюдать некоторые условия, чтобы как можно дольше сохранять себя «в форме»:

  • не бояться просить помощи в уходе: у врачей, у друзей, у дальних родственников. Чем больше людей могут подменить вас, пусть даже на короткое время дав передышку, тем легче вам вернуться к уходу за близким, перенёсшим инсульт. 
  • Восстанавливать свои силы, моральные и физические, или, как сейчас модно говорить, пополнять ресурс. Вспомнить, какие именно мелочи доставляют вам удовольствие и восстанавливают душевное равновесие и не пренебрегать ими. Для кого то это будет ароматная ванна, для кого то чашка кофе в одиночестве, для кого то новая книга или поход по магазинам. Музыка, медитация, спорт, разговор с друзьями, визит в церковь, прогулка в любимом парке — продолжать можно бесконечно. Главное, найти то, что поддержит и придаст сил, и желательно, несколько разных способов. 
  • Не забывать о своих собственных потребностях, хотя бы несколько раз в день сосредоточиться на пару минут на собственных телесных ощущениях. 
  • Не пропустить момент, когда ситуация выходит из-под контроля и не стесняться обращения за поддержкой к психологу. Поверьте, обращение к психологу не означает, что у вас «проблемы с головой» или что то подобное, о чем так любят говорить противники психологии. Наоборот, забота о себе в самом широком смысле — это необходимое условие для полноценной жизни в современном стремительном мире. 

Источник: https://orbifond.ru/stroke/reabilitatsiya-insulta/psihologicheskie-slozhnosti-posle-insulta/

Афазия и нейропсихологическая реабилитация

Нейропсихологи после инсульта
Объявляю о старте записи на семинар: “Нейропсихологическая реабилитация больных после перенесенных мозговых катастроф (инсульт, травма, опухоли)”.

– для начинающих специалистов, занимающихся реабилитацией, – для логопедов-афазиологов, – для всех интересующихся темой, – а также для родственников пациентов, перенесших инсульт или черепно-мозговую травму.

Показать полностью… Задача курса: – Сориентировать в ведении процесса нейропсихологической реабилитации.

– Помочь выявить нарушенные и сохранные звенья психических функций. – Организовать социальную среду, направленную на совместный реабилитационный процесс. – Определить основания подбора или конструирования процедур, методов и методик.

Тематическое содержание: – обзор диагностические методик, – “теория” процесса реабилитации (восстановление, переобучение, коррекция, адаптация), – стратегии процесса при дисфункции разных долей больших полушарий головного мозга, – классификация методик восстановления речи, познавательных функций, памяти.

Семинар рассчитан на два воскресных дня 24 февраля и 3 марта с 10:00 до 17:00. Стоимость 7000 руб. По окончании семинара выдается сертификат (стоимость включена в стоимость семинара). Запись по телефонам: +7(905)222-50-62+7(904)331-27-42

#афазия #афазиолог #нейропсихологическая_реабилитация #нейрореабилитация

Объявляю о старте записи на семинар: “Нейропсихологическая реабилитация больных после перенесенных мозговых катастроф (инсульт, травма, опухоли)”. – для начинающих специалистов, занимающихся реабилитацией, – для логопедов-афазиологов, – для всех интересующихся темой, – а также для родственников пациентов, перенесших инсульт или черепно-мозговую травму.

Показать полностью… Задача курса: – Сориентировать в ведении процесса нейропсихологической реабилитации.

– Помочь выявить нарушенные и сохранные звенья психических функций. – Организовать социальную среду, направленную на совместный реабилитационный процесс. – Определить основания подбора или конструирования процедур, методов и методик.

Тематическое содержание: – обзор диагностические методик, – “теория” процесса реабилитации (восстановление, переобучение, коррекция, адаптация), – стратегии процесса при дисфункции разных долей больших полушарий головного мозга, – классификация методик восстановления речи, познавательных функций, памяти.

Семинар рассчитан на два воскресных дня 24 февраля и 3 марта с 10:00 до 17:00. Стоимость 7000 руб. По окончании семинара выдается сертификат (стоимость включена в стоимость семинара). Запись по телефонам: +7(905)222-50-62+7(904)331-27-42

#афазия #афазиолог #нейропсихологическая_реабилитация #нейрореабилитация

В своем опыте я пока не встречал готовых “коробочных” методик для взрослых пациентов. Тем не менее, в свободной продаже большое количество развивающих игр и заданий для детей. Часть из них можно с успехом применять со взрослыми. Приведу примеры используемых мной таких средств:

– картиночные лото (https://www.10kor.ru/catalog/detskoe_loto/detskoe_lot..),

Показать полностью… Пособий по восстановлению речи при афазии становится всё больше. При том, что по разному их оцениваю, считаю нужным опубликовать все единым списком. Все пособия легко найти в электронном виде или купить в бумажном. 1. Амосова Н.Н., Каплина Н.И. Практические упражнения для восстановления речи у больных после инсульта. М. Изд. В. Секачев, 2016 г.

Показать полностью… 2. Бейн Э.С., Герценштейн Э.Н., З.Я. Руденко, С.Л. Потапова, А.Д. Чернова, М.К. Шохор-Троцкая. Пособие по восстановлению речи у больных с афазией. М. – Медгиз., 1962. 3. Визель Т.Г. Как вернуть речь. Инсульт и нарушения речи. Афазия и ее формы. Дизартрия и ее формы. Восстановление речевой функции. Уход за больными. В. Секачев, 2005 4. Гераськина Г.К. Буляк О.Е.

Пряничникова О.А. Активизация предметного словаря у больных с тяжелыми нарушениями речи. М. Секачев. 2014. 5. Гераськина Г.К. Гуц Т.Н. Активизация глагольного словаря у больных с тяжелыми нарушениями речи. Комплект из 2-х частей: Практическое пособие + Картинный материал. 6. Дианова О.Н.

Расскажи мне Сборник текстов для восстановления речи, письма и чтения после инсульта и черепно-мозговой травмы (средняя и средне-грубая степень выраженности речевого расстройства). Москва, 2012. 7. Евзельман М.А. Нарушение речи у больных с мозговым инсультом и ее коррекция. Издательство: Орел. Год: 2005. 8. Клепацкая Л.Б. Внимание, мышление, речь. Комплекс упражнений (грубая афазия).

Часть II. — М.: В.Секачев, 2015. 9. Клепацкая Л.Б. Восстановление речи после инсульта. Комплекс упражнений для восстановления речи. — М.: В.Секачев, 2011. 10. Коррекционно-педагогическая работа при афазии. — М.: «Ин­ститут общегуманитарных исследований», В. Секачев, 2002. 11. Кошелева Н.В. Тематические лексико-грамматические упражнения для восстановления речи у больных с афазией. М.

: АСТ, 2006. 12. Кошелева Н.В., Кочеткова Н.А. Активация речевой коммуникации у детей и взрослых с патологией речи: Методическое пособие. — М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 201. 13. Кочеткова Н.А. Аксенова Е.В. Петренко В.М. Радость понимания. Практические задания для работы по восстановлению речи. 14. Мокринская Т.В. Методическое пособие по коррекции фразовой речи при афазии. … М.: В.

Секачев, 2011. 15. Румова А.Г. Я вновь читаю и говорю. Сборник рассказов для восстановления речи по рисункам Ч. Биструпа. М.: Издательство ГНОМ и Д, 2003. 16. Тругларжова М. Картинный словарь для больных с афазией. Прага. Авиценум-издательство медицинской литературы. 1975г. 17. Петровская О. А., Остапчук Л. А. «Практическое пособие для расширения активного словаря “От А до Я”. М. “Секачев В.

Ю.” 2016 18. Остапчук Л.А., Петровская О.А. Тематический альбом для работы по восстановлению речевой функции больных, перенесших инсульт и черепно-мозговую травму. Москва: Сфера, 2012. 19. Филиппова Е.Е. Сборник упражнений для восстановления речи. Москва: В. Секачев, 2013. 20. Шкловский В.М., Визель Т.Г. Восстановление речевой функции у больных с разными формами афазии. — М.

: «Ассоциация дефектологов», В Секачев, 2000. 21. Шохор-троцкая М.К. логопедическая работа при афазии на раннем этапе восстановления. – м.: медицина, 1972 22. Щербакова М.М., Котов С.В. , Программы восстановления речевого мышления у больных с последствиями инсульта. М. 2014 23. Щербакова М.М., Ларина О.Д. Сборник заданий для восстановления речи у больных с акустико-мнестической афазией. М.

: Секачев, 2012.

24. Щербакова М.М., Ларина О.Д. Сборник заданий для восстановления речи у больных с семантической афазией. М. : Секачев, 2012.

Раннее начало реабилитации.
#афазия #афазиолог #нейропсихологическая_реабилитация #нейрореабилитацияСуществует вопрос, когда начинать нейропсихологические реабилитационные мероприятия. В моем опыте часто встречается такое мнение близких пациента, что “больному надо отлежаться, а вот потом, после выписки, и займёмся”. Однако такое мнение не совсем верно.

Показать полностью… Если нет никаких противопоказаний лечащего врача, то реабилитационные мероприятия следует начинать в самые ранние сроки, даже когда пациент находится в состоянии угнетенного сознания.Публикую статьи про раннее начало нейропсихологических реабилитационных мероприятий.

В грубом кратком изложении:1. Ранний старт реабилитационных процедур имеет высокую степень эффективности.2. Реабилитационные процедуры возможны и с пациентами, находящимися в состоянии угнетенного сознания (кома, сопор, оглушение).

Основное содержание: различные стимуляции (речевые и неречевые звуковые, зрительные, в виде прикосновений), а также инициирование пациента на совершение активных действий.Цветкова Л.С., Цветков А.

В Модель нейропсихологического сопровождения больных с острым нарушением мозгового кровообращения.

http://www.medpsy.ru/mprj/archiv_global/2014_4_27/nom..

Кадыков А.С., Шахпаронова Н.В. Ранняя реабилитация больных, перенесших инсульт. Роль медикаментозной терапии

https://cyberleninka.ru/article/v/rannyaya-reabilitat..

Пурхванидзе О.П. визуальная стимуляция в коррекционной работе при афазии

https://cyberleninka.ru/article/v/audiovizualnaya-sti..

М.Ф. Ибрагимов, Ф.А. Хабиров, Т.И. Хайбуллин, Е.В. Гранатов Современные подходы к реабилитации больных, перенесших инсульт

https://cyberleninka.ru/article/v/sovremennye-podhody..

Источник: https://vk.com/club73570073

Нейропсихологический подход к реабилитации пациентов, перенесших острое нарушение мозгового кровообращения

Нейропсихологи после инсульта

Острое нарушение мозгового кровообращения (ОНМК) — одна из ведущих причин смертности и инвалидности в России. В последние годы в нашей стране ежегодно регистрируется более 450 тыс. инсультов [1]. При этом наблюдается «омоложение» инсульта с увеличением его распространенности среди людей трудоспособного возраста.

До 80 % лиц, перенесших ОНМК, остаются инвалидами, нуждающимися в социально-психологической поддержке. Серьезного внимания заслуживает нейропсихологический аспект реабилитации таких пациентов ввиду распространенности постинсультных когнитивных и аффективных расстройств.

Так, когнитивные постинсультные нарушения различной степени выраженности выявляются у 40–70 % больных [5].

При этом наличие когнитивных и эмоционально-волевых нарушений, может значительно замедлять реабилитацию двигательного неврологического дефицита, негативно влиять на повседневную активность и качество жизни больных, затруднять социальную и профессиональную адаптацию.

Ключевые слова: реабилитация, острое нарушение мозгового кровообращения.

В зависимости от типа острого нарушения мозгового кровообращения нейропсихологические реабилитационные мероприятия в среднем рекомендуется начинать на 7–10 сутки при ишемическом и на 10–14 сутки при геморрагическом инсульте [2].

Нейропсихологическое исследование начинается со знакомства с историей болезни пациента (анамнез, жалобы, данные объективного осмотра, инструментального обследования). Это необходимо для того, чтобы составить предварительный план исследования, подобрать необходимые методики.

На втором этапе нейропсихолог начинает знакомство с пациентом для установления контакта, для улучшения адаптации к ситуации исследования, для получения дополнительной информации. На третьем этапе начинается непосредственно нейропсихологическое исследование, которое является объективным способом оценки состояния когнитивных функций и эмоционально-волевой сферы.

В ходе беседы оценивается уровень психической активности, ориентировка, критичность, эмоциональное состояние, отношение к болезни, к лечебным мероприятиям, при необходимости проводится углубленное исследование эмоционально-личностной сферы.

В зависимости от выявленных нарушений проводится коррекция эмоционального состояния, формируется адекватная внутренняя картина болезни, повышается мотивационная направленность на реабилитационные мероприятия, ведется поиск новых жизненных целей, на которые можно опереться в ситуации, связанной с болезнью.

Далее проводится оценка латеральной организации функций, исследуется уровень произвольного внимания, оценивается зрительный, слуховой, зрительно-пространственный и сомато-сенсорный гнозис. Исследуется речь, чтение, письмо, память, счет, оцениваются интеллектуальные процессы.

В результате проведенного нейропсихологического исследования складывается представление и формируется объективная картина о наличии у пациента нарушений психических познавательных процессов и эмоционально-волевой сферы. На основании полученных данных составляется нейропсихологическая коррекционная программа.

Нейропсихологическая реабилитационная программа выстраивается с учетом теории о структурно-функциональной модели мозга как субстрата психической деятельности. Эта модель, предложенная А. Р.

 Лурия, характеризует общие закономерности работы мозга как единого целого и является основой для объяснения его интегративной деятельности.

Согласно данной модели весь мозг может быть подразделен на три основных структурно-функциональных блока:

1)                 первый энергетический блок мозга или блок регуляции уровня активности, который включает неспецифические структуры разных уровней: ретикулярную формацию ствола мозга, неспецифические структуры среднего мозга, диэнцефальных отделов, лимбическую систему, медиобазальные отделы коры лобных и височных долей мозга. Данный блок на различных уровнях участвует в осуществлении любой психической деятельности и, особенно, в процессах внимания, памяти, в эмоциональных состояниях и сознании в целом.

2)                 второй блок мозгаблок приема, переработки и хранения экстероцептивной (исходящей из внешней среды) информации.

Он включает в себя основные анализаторные системы: зрительную, слуховую, кожно-кинестетическую, корковые зоны которых расположены в задних отделах больших полушарий.

Этот блок обеспечивает сложную интегративную переработку экстероцептивной информации, необходимой для осуществления высших психических функций.

3)                 третий блок мозга — блок программирования, регуляции и контроля над психической деятельностью. Он включает моторные, премоторные и префронтальные отделы коры лобных долей мозга. Лобные доли характеризуются сложностью строения и большим количеством двусторонних связей со многими корковыми и подкорковыми структурами.

К третьему блоку мозга относится конвекситальная лобная кора со всеми ее корковыми и подкорковыми связями. Этот блок играет ведущую роль в программировании и контроле над динамикой психических функций, в формировании замыслов и целей психической деятельности, в регуляции и контроле над результатами отдельных действий, деятельности и поведения в целом.

С учетом представлений о структурно-функциональных блоках мозга и выявленных нейропсихологических нарушениях у пациента в реабилитационной программе используются различные приемы для нейропсихологической коррекции.

При работе над первым блоком мозга для преодоления повышенной утомляемости и истощаемости, формирования достаточной психической активности, повышения уровня внимания и работоспособности применяются различные дыхательные упражнения, массаж пальцев рук и ушных раковин, глазодвигательные упражнения, упражнения по преодолению синкинезий, телесные упражнения. Данные приемы можно активно совмещать с приемами лечебной физкультуры в рамках ранней нейрореабилитации.

Для улучшения работы второго блока мозга используются приемы нейропсихологической коррекции зрительных, тактильных, зрительно-пространственных, двигательных процессов.

Так, для коррекции нарушенных соматогностических, тактильных и кинестетических процессов можно использовать следующие упражнения: «повторение позы», «угадывание части тела» (с закрытыми глазами), «телесные фигуры, цифры, буквы» (изобразить пальцами рук), «рисунки и буквы на спине и ладонях», «распознавание предметов, фигур, букв, цифр на ощупь».

Для коррекции нарушенных кинетических процессов применяются упражнения: «игра на рояле, на гитаре, на барабане и т. д.», «одна рука раскрыта, вторая сжата в кулак», «одна рука похлопывает по животу, другая совершает круговые движения над головой», «кулак-ребро-ладонь», «шнурочки», «написание букв, цифр, фигур в воздухе».

При работе над вторым блоком мозга можно активно тренировать процессы памяти в зависимости от разных модальностей. Например, для тренировки памяти применяется «межмодальный перевод» (из тактильной в зрительную, из зрительной в тактильную, из тактильной в слухоречевую, из зрительной в слухо-речевую, из слуховой в зрительную, из слуховой в тактильную).

При работе над третьим блоком мозга используется когнитивная программа коррекции для тренировки психических познавательных процессов. Для тренировки внимания можно применять следующие приемы: корректурная проба, разноцветные таблицы Шульте, счет по Крепелину, из 200,100 вычитать 3,7 и т. д.

Для коррекции пространственных нарушений используется «графический диктант» (рисование по клеточкам на слух и копирование), кубики Коса и т. п.

Для коррекции нарушений произвольной регуляции, программирования и контроля проводятся следующие методики: «сделай как скажу, а не покажу», «запретное слово» (вместо запретного слова или цифры хлопнуть в ладоши), рисовать на бумаге или в воздухе одной рукой круг, а другой треугольник и т. п.

При коррекции нарушений звукобуквенного анализа и синтеза, чтения используется игра из слов «Матрешки», вставка букв в слова, составление слов из букв, шифровки (определить звуки в слове и указать их место) и т. п. Для коррекции нарушений слогового чтения можно придумывать слова с заданным слогом, составлять слова из заданных слогов и т. п.

При коррекции нарушений фонематических процессов, письма составляются предложения по сюжетным картинкам, проводится работа с деформированными предложениями, списывается текст, называются слова на определенную букву, составляется цепочка из слов (последняя буква в слове является первой буквой следующего слова). Можно преобразовать слова, изменяя один звук, составлять слово по картинкам (из первых звуков в названии картинок) и т. п.

При составлении реабилитационной программы и выборе методик учитываются степень выраженности когнитивных и аффективных расстройств, социальный статус и личностные особенности пациента.

В комплексной нейропсихологической реабилитации особое значение приобретает работа с родственниками и близкими больного человека для уточнения преморбидного уровня когнитивной сферы и особенностей личности пациента. С родными и близкими пациента проводится информационно-разъяснительная работа и активное включение их ресурсов в процесс реабилитации.

Выводы: еще раз необходимо подчеркнуть значимость нейропсихологического подхода к реабилитации пациентов, перенесших ОНМК.

Коррекция когнитивных и эмоционально-волевых нарушений позволяет повысить качество реабилитационных мероприятий в целом и обеспечивает индивидуальный подход к личности пациента.

Максимальный эффект нейропсихологической реабилитации постинсультных больных достигается комплексной работой одновременно в трех направлениях: преодоление когнитивного дефицита, коррекция эмоционально-личностной сферы, работа с родственниками пациента.

Литература:

  1.      Батышева Т. Т. Реабилитация больных с заболеваниями нервной системы в условияхспециализированной поликлиники восстановительного лечения. // Медицинская помощь, 2003, № 6, с. 22–24.
  2.      Белова А. Н. Нейрореабилитация. Руководство для врачей. // М.:Антидор, 2002.
  3.      Варако Н. А., Куликова И. С., Даминов В. Д. Некоторые необходимые составляющие нейропсихологической реабилитации постинсультных больных. // ФГУ «НМХЦ им. Н. И. Пирогова Росздрава», www.pirogov-center.ru/infoclinic/2/13.
  4.      Захаров В. В. Нейропсихологические тесты. Необходимость и возможность применения. // ConsiliumMedicum, том 13, 2011, № 2.
  5.      Левин О. С., Дударова М. А., Усольцева Н. И. Диагностика и лечение постинсультных когнитивных нарушений. // Неврология. Info, 2013, № 2, с. 5–7.
  6.      Лурия А. Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга. / М., 2000.
  7.      Хомская Е. Д. Нейропсихология. // Издательство Московского Университета, 1987.

Источник: https://moluch.ru/archive/100/22303/

Про Инсульт
Добавить комментарий