Моторная афазия при инсульте логопедический материал для занятий

афазия при инсульте логопедический материал для занятий

Моторная афазия при инсульте логопедический материал для занятий

• восстановление речи после инсульта • подбор упражнений для самостоятельных занятий • компьютерные программы для занятий

• логопедический массаж

Упражнения для восстановления речи после инсульта при афазии

Уважаемые пациенты и родственники!

В этом разделе предлагаю обсудить основные приёмы, направленные на восстановление речевой функции у больных с разными формами афазии. Обширную информацию с подробным описанием Вы можете найти в литературе, которая представлена в СПИСКЕ.

В этой статье будем обсуждать только основные моменты, так как для занятий с каждым пациентом можно использовать десятки самых разнообразных приемов, и указать их все не представляется возможным.

На практике очень редко встречаются чистые (истинные) формы афазий, особенности которых Вы найдёте как в литературе, так и на страницах этого сайта. Из этого следует, что восстанавливать речь больного по какому — то шаблону просто недопустимо, хотя, основные этапы всё — таки следует соблюдать.

Занятия по исправлению речи у взрослых больных принято называть восстановительным обучением, которое начинается сразу же при выходе больного из тяжелого состояния в острый период заболевания. При этом учитываются возможности пациента, вырабатывается установка на коррекцию речи.

В начале продолжительность занятий составляет от 3 до 5 минут, затем продолжительность увеличивается, и достигает к концу острого периода заболевания (инсульт – это 21 день) 10 – 15 минут. На технологию восстановительного обучения у разных специалистов разные мнения.

Кто – то рекомендует сразу же после выписки из стационара заниматься 2 – 3 раза в неделю без перерывов на лето, отпуск, поездки на дачу.

Я же считаю такой подход неприемлемым и настаиваю на том, что необходимо проводить восстановительное обучение в виде отдельных курсов по 1 – 2 месяца с частотой занятий не менее 2 раз в неделю с последующим перерывом на отдых (во время которого, как показывает опыт, также отмечается положительная динамика в речевой сфере пациента). Много вопросов задают родственники наших больных о предположительных сроках полного восстановления речи (когда заговорит?), на которые ответить крайне сложно. Любовь Семеновна Цветкова выделяет следующие факторы, влияющие на восстановление речевой функции:

Этиология (причина) заболевания. Если афазия сохраняется более 2 недель — то для спонтанного восстановления шансов мало, необходимы занятия. Афазии, возникающие в результате черепно – мозговой травмы, имеют более благоприятный исход по сравнению с афазиями, возникшими при сосудистой патологии головного мозга.

Обширность очага поражения.
Исходная степень
тяжести нарушений речи.
Период от начала заболевания до первого обследования речи и начала занятий.
Форма афазии. Хуже всего – тотальная афазия (не понимает, не говорит). При моторной афазии речь восстанавливается лучше, чем при сенсорной афазии.
Доминантность по руке. У левшей симптоматика афазии менее выражена, а восстановление бывает более полным и выраженным.
Возраст. Мнения ученых разноречивы. Возраст не является единственной причиной, а входит в комплекс других неблагоприятных факторов, который отягчает динамику восстановления. Александр Романович Лурия считал, что для спонтанного восстановления речи имеются благоприятные условия у больных с глубоким расположением очага поражения мозга, а также с отсутствием поражения корковых речевых областей при кровоизлиянии в мозг. В разных источниках, в том числе и в Интернете можно найти данные о наиболее благоприятном периоде проведения восстановительного обучения. Период до 6 месяцев от начала заболевания считается самым благоприятным (речь восстанавливается более быстрыми темпами), также, руководствуясь собственным опытом можно сказать что период до 1 года является не менее плодотворным для работы. Но можно встретить и такие цифры, как 2 года и даже 5 лет. Поэтому в нашей клинике, когда пациент готовится к выписке домой, проводится беседа с родственниками о сущности речевой патологии, определяется тактика восстановления речи в домашних условиях, обучаем их простым логопедическим приемам, готовим пособия для занятий. Проводится работа по консультированию родственников с помощью сайта. В настоящее время при отсутствии логопедического сопровождения после выписки из стационара, это очень актуально и востребовано.

Теперь ближе к теме. Я рассчитываю на то, что вы знаете, какая форма афазии выходит на первый план в речевом статусе пациента. Ну, или догадываетесь. Если речь вообще отсутствует, то показать пациента специалисту просто необходимо, в таком случае выполняйте только рекомендации, приведенные ЗДЕСЬ.

Источник: https://folkmap.ru/krov/afaziya-pri-insulte-logopedicheskiy-material-dlya-zanyatiy/

курс «Восстановление речи при грубой афазии»

Моторная афазия при инсульте логопедический материал для занятий

Узнав о диагнозе мамы после ЧМТ  –  грубой форме сенсорно-моторной афазии, начали поиски в интернете логопедов, специализирующихся на таких заболеваниях. Местного больничного логопеда мама немного опасалась и стеснялась, слишком напористы и молниеносны были её упражнения.

Она приходила к нам каждый день и просто уведомляла о новых видах деятельности, которые могли бы помочь маме в восстановлении речи.  Не было системного, последовательного подхода, которому мы должны были следовать. Выбор упражнений, их частота и разнообразие являлись полностью моей ответственностью!

К сожалению, наш город довольно маленький.

Если даже и существуют врачи, имеющие специализацию в подобной области, то уж конечно же, о них нет ни слова в интернете…

Обнаружили видео уроки логопеда Кулаковой Натальи Игоревны в . Во-первых, хотелось бы отметить, что немаловажным фактором является само впечатление, которое производит совершенно незнакомый человек.

В нашем случае с экрана о возможных видах афазии и требуемых коррективных упражнениях нам рассказывала очень приятная женщина тихим и спокойным тембром голоса, очень доступными, понятными для понимания словами.

Проблема была лишь в том, что мы проживаем в Липецке, а Наталья Игоревна в Санкт-Петербурге… Однако, оказалось, что расстояние не проблема.

Мы приобрели авторский курс «Восстановление речи при грубой афазии» с интерактивными материалами, требуемыми для занятия.

Нам ничего не нужно было искать самим –  все картинки, слова, упражнения и многое другое подробнейшим образом представлены в видео курсе. Немаловажным является и доступная цена, по которой мы приобрели его!

Сразу же начали работу с видеокурсом. Легко разобрались в содержании диска и видеоуроках. Всё понятно и доступно.

Очень порадовало, что в курсе присутствует аудирование (Наталья Игоревна говорила о необходимости упражнений, во время выполнения которых человек слушает слово, затем на экране возникает картинка и после этого требуется повторить слово) . Очень много материала, который я самостоятельно искала в интернете. Так что мы были очень довольны приобретением!

Прошло немногим более месяца. Мы продолжаем занятия по видеокурсу. Прогресс очевиден, от невозможности произнести слово мама перешла к стадии простых предложений, которые она говорит самостоятельно.

А ведь прошло совсем мало времени! Конечно, мы занимаемся самостоятельно каждый день. Но кроме материалов предоставленных нам Натальей Игоревной ничем не пользуемся. Нам не нужно искать дополнительную информацию в интернете.

У нас еще долгий восстановительный путь впереди, но уже есть результат.

Спасибо Вам, Наталья Игоревна, за курс, что готовы всегда отвечать на любые вопросы по организации занятий и просто за то, что вы отличный специалист!

Теперь мы в этом уверены сами!

Мария С.
Липецк

Месяц назад в нашей семье случилось несчастье – у мужа произошёл инсульт. Первые дни шла борьба за жизнь. Но, к счастью, в определённый момент наступила положительная динамика и мужа перевели уже в обычную палату.

На этот момент был парез правых конечностей и отсутствовала речь.

Поскольку мой супруг – врач по специальности, он сразу начал заниматься ЛФК для восстановления двигательной активности, но речь не возвращалась и мы не знали, что делать.

Я  обратилась за помощью к Наталье Игоревне Кулаковой.

Мы провели с ней скайп-встречу, на которой Наталья Игоревна, в первую очередь, настроила меня на позитив, а также сообщила мне всю нужную информацию о том, что произошло и что именно нужно делать, посоветовала литературу и конкретные упражнения. На следующий день мы стали уже заниматься по уникальной программе «Восстановление речи при грубой афазии»!

Муж к концу второй недели после инсульта, начал говорить – не как диктор, конечно, и даже не как он сам до инсульта, но ПОНЯТНО! У него стало получаться говорить полными предложениями абсолютно на все возможные темы.

Сейчас он в санатории и там есть логопед, она делает ему только логопедический массаж, считая, что все трудности в произношении связаны с парезом правой стороны языка, губ и лица в целом.

При этом мы, конечно, продолжаем делать артикуляционную гимнастику из видеокурса Натальи Игоревны, стараемся много говорить и читать вслух, писать по возможности.

Я не знаю достоверно точно, что именно стало определяющим фактором – психологический настрой, видеокурс и рекомендации, степень поражения или восстановительные резервы организма супруга, но есть понятие веры.

Так вот я уверена, что именно консультация Натальи Игоревны Кулаковой, её рекомендации и курс помогли моему мужу преодолеть грубую афазию. После общения с ней я воодушевилась и это помогло мне вселить веру в любимого человека.

Сами занятия построены таким образом, что не возникает тягостного ощущения “обучения”, мы так весело составляли предложения и вспоминали как зовут знаменитостей! Поначалу ведь фамилии известных людей так произносились, что невозможно было догадаться и выглядело это иногда смешно. Вот так, с юмором и интересом, мы прошли курс за две недели.

Я знаю, что мой муж очень требователен в интеллектуальном плане и ему не были интересны банальные “овощи”, а вот договаривать фразу из любимого фильма – это “на ура”!

Я знаю, моему мужу предстоит ещё немало потрудиться для того, чтобы восстановить полностью речь, но под руководством высококлассного специалиста я уверена в его успехе!

Юлия Купрейкина

Здравствуйте Наталья Игоревна!

Ваш курс потихоньку осваиваю вместе с рекомендованной Вами литературой. Сейчас я прохожу практику в отделении нейрореабилитации.

На занятиях, я думаю, что будет даже очень здорово использовать Ваше пособие. Особенно интерактивную его часть.  Для работы в условиях стационара я обязательно буду использовать вашу подборку песен, стихов, поговорок для растормаживания речи. Мне они очень, очень понравились!

Программа мне в целом понравилась вся. Весь материал четко систематизирован и очень доступно изложен.

Я думаю эта программа будет палочкой-выручалочкой не только для родственников пациентов, перенесших инсульт и ЧМТ, но и для практикующих логопедов-афазиологов, особенно для начинающих!

В ней собрана вся необходимая база (основа)  для работы с такими больными. По сути это краткий курс и шпаргалка одновременно.

Программа замечательная и она будет незаменимым подспорьем в практической деятельности.

Спасибо вам большое!!!

С уважением,
логопед
Лариса Альбертовна

Источник: http://afasia.logopedrunet.ru/

Методы лечения афазии после инсульта

Моторная афазия при инсульте логопедический материал для занятий

  • Причины и виды афазии
  • Лечение афазии
  • Упражнения

Афазия при инсульте – это нарушение, вызванное повреждением мозговых центров, осуществляющих как восприятие чужой речи, так и собственную артикуляцию.

Возможна частичная, либо полная потеря способности говорить. Существует несколько типов нарушений: динамическая афазия, моторная, сенсорная, семантическая, акустико-мнестическая, акустико-гностическая.

Лечение афазии включает как медикаментозную терапию для предотвращения осложнений инсульта, так и восстановление речевых навыков с помощью упражнений.

Причины и виды афазии

Причины афазии заключаются в повреждении областей коры, ответственных за интеграцию процессов речи, а также за ее восприятие, произношение, запоминание.

Поражение нервных клеток и проводящих путей возможно при геморрагическом и ишемическом инсультах, травмах головного мозга.

В зависимости от локализации кровоизлияния в мозг, страдают соответствующие центры восприятия речи, ее произведения, а также интеграции:

  • Акустико-гностическая афазия после инсульта – нарушение, при котором у больного человека нарушается как восприятие, так и собственная речь. Пациент перестает понимать значение слов. Нарушается и речь самого человека – одни звуки или слова заменяются другими, отсутствует правильное согласование в предложениях. Такое случается при поражении височных долей головного мозга.
  • Акустико-мнестическая афазия это нарушение, которое характеризуется нарушением запоминания длинных предложений и словосочетаний. Причина – поражение височных центров речи. При акустико-мнестической афазии пациенты могут также заменяют слова.
  • Моторная афазия, возникающая после поражения центра Брока при кровоизлиянии, бывает двух видов: афферентная и эфферентная. При афферентной афазии больной после инсульта не может произнести звуков, т.к. забывает позицию языка и губ для их осуществления. Пациент может заменять звуки в словах, но видит свои ошибки. Такая патология развивается при инсульте в нижне-теменных областях. Эфферентная афазия проявляется в неправильной постановке фраз. В письменной речи наблюдаются перестановки букв в слове, может быть и полная потеря навыков письма. Человек осознает, что говорит неправильно и допускает грамматические ошибки. Повторяет фразы, устойчивые выражения, порой и нецензурные. Возможно торможение речи, однако первое предложение помогает развернуть следующие мысли. При этом поражаются заднелобные и премоторные корковые отделы.
  • Динамическая афазия – это отсутствие у больного инициативности в произнесении фраз и слов для общения с другими людьми. Однако при этом пациент способен повторять за другим человеком, писать под диктовку, читать вслух.
  • Семантическая афазия возникает при инсульте в нижне-теменной области. У пациента появляются трудности в восприятии значений речевых оборотов, идиоматических выражений, наречий, означающих место. Фразы короткие, как в диалогах.
  • Сенсорная афазия – нарушение восприятия звуков, неразличение похожих фонем.

Узнайте о последствиях разрыва аневризмы сосудов головного мозга. Возможные последствия операции.

Все об ишемии сосудов головного мозга читайте здесь.

Лечение афазии

Лечение афазии после инсульта включает в себя занятия с логопедом, а также медикаментозную терапию для защиты уцелевших клеток от некроза, массаж воротниковой зоны, физиотерапию. Необходимая тщательная реабилитация при помощи родственников.

Для восстановления когнитивной функции головного мозга назначают ноотропные препараты, а также медикаменты, улучшающие кровообращение мозга и повышающие его устойчивость к гипоксии. Используют Кавинтон, Цитофлавин, Церебролизин. Необходимы также витамины группы В.

Показана иглорефлексотерапия для релаксации и улучшения мозгового кровообращения. Иногда прибегают к трансплантации стволовых клеток для восстановления когнитивных функций. Основной стратегией лечения при афазии является тренировка и восстановление утерянных при кровоизлиянии навыков письменной и устной речи.

Необходимо начать занятия с логопедом как можно раньше, не позднее двух недель с возникновения первых симптомов. Длительность уроков по восстановлению речи должна быть около 7-15 минут, так как состояние больного требует отдыха.

Постепенно продолжительность репетиций можно увеличивать. Следует также следить за тем, чтобы при проведении занятий не возникало посторонних звуковых раздражителей.

Это очень отвлекает человека с афазией при инсульте, логопедический материал для занятий представлен ниже.

Первые занятия лучше проводить под присмотром врача в условиях стационара. Важно поддерживать пациента морально, укреплять его энтузиазм и веру в собственные силы. Просмотр телевизора не должен занимать более двух часов в день. Причем передачи должны настраивать больного на позитивный лад.

Знаете ли вы как проявляются моторные нарушения речи у детей? Основные проявления патологии.

Все о причинах и последствиях геморрагического инсульта читайте здесь.

Что такое ишемическая болезнь головного мозга вы узнаете из этой статьи https://golmozg.ru/zabolevanie/ishemicheskaya-bolezn-golovnogo-mozga.html. Лечение и профилактика патологии.

Упражнения

Задачей для больных после инсульта является разработка мышц, участвующих в речи. Упражнения для мышц языка и губ:

  • Вытянуть губы в виде трубочки, потом расслабить их. Повторить раза четыре. Время между отдыхом и упражнением – около 5 секунд.
  • Облизывать поочередно верхнюю и нижнюю губы.
  • Касаться языком верхних зубов.
  • Попытаться сложить язык трубочкой, поставить его на бок.
  • Раздувать щеки.

Рекомендация! Так как человек чаще всего помнит название окружающих его предметов быта. То лучше начинать с них. При сенсорной афазии, когда пациент путает похожие звуки, необходимо использовать картинки. Пусть человек покажет изображение названного репетитором предмета. Например, можно произнести слово «бочка», и попросить показать на картинке почку и бочку на выбор.

Для восстановления письменной речи можно начать тренировку с вставления пропущенной буквы. Упражнение должно быть предельно простым. После тренировки с произнесением слов можно приступать к словосочетаниям и простым предложениям. Наиболее важными частями речи являются местоимения и существительные.

При лечении динамической афазии для разработки коммуникативных навыков необходимо подсказывать больному слово или фразу-затравку, с которого он сможет начать общение. Необходимо также чтение вслух, письмо под диктовку. Основа лечения афазии – занятия с логопедом. Лучше начать их как можно раньше для более легкой корректировки недочетов речи.

(3 5,00 из 5)
Загрузка…

Источник: https://golmozg.ru/lechenie/afaziya-posle-insulta.html

Программа восстановления речи при афферентной моторной афазии. Воспитателям детских садов, школьным учителям и педагогам – Маам.ру

Моторная афазия при инсульте логопедический материал для занятий

Ольга Трифонова
Программа восстановления речи при афферентной моторной афазии

Афазия – это полная или частичная утрата речи, обусловленная локальным поражением коры головного мозга, приводящая к дезинтеграции всей психической сферы человека.

Причиной афазии у взрослых является мозговой инсульт (40-50% среди патологий). Детские афазии встречаются редко, чаще наблюдаются у мальчиков (менее 1%).

В большинстве случаев подобные состояния диагностируются на фоне открытых черепно-мозговых травм и патологии сосудов, кровоснабжающих головной мозг – внутренней сонной или средней мозговой артерии.

Также в роли этиологических факторов выступают опухоли, аневризмы, гематомы, абсцессы головного мозга, энцефалит, эпилепсия.

Чтобы разработать программу восстановления речи при афазии, нужно правильно классифицировать речевое расстройство.

Различают 6 видов афазий.

При поражении височных отделов КГМ (зоны Вернике) возникают акустико-гностическая и акустико-мнестическая формы распада речи. Больной перестает понимать обращенную к нему речь, при этом в результате нарушения слухового контроля у него развивается обильная непродуктивная речь, процесс речевого общения в целом становится недоступным.

Поражение теменных отделов КГМ приводит к апраксии органов артикуляции, т. е. трудности в нахождении правильного положения этих органов с целью произнесения речевого звука и мысленного проговаривания слова.

Нарушается слоговая и звуко-буквенная структура слова (афферентная моторная афазия); понимание логико-грамматических оборотов, переносного смысла слова и семантики речи в целом, акалькулией, нарушением схемы тела (семантическая афазия).

Нарушение кровообращения в лобных долях КГМ (зона Брока) приводят к трудности переключения от одного артикуляционного акта к другому; нарушается кинетическая моторная программа.

В большинстве случаев больным доступно воспроизведение автоматизированных рядов и устойчивых речевых конструкций, в которых предыдущее звено ассоциативно предопределяет последующее (эфферентно-моторная афазия).

Затруднено построение фразы, нарушено грамматическое структурирование речи, выражение собственных мыслей (динамическая афазия).

Лечение афазии после инсульта включает в себя медикаментозную терапию для защиты уцелевших клеток от некроза, массаж воротниковой зоны, физиотерапию и занятия с логопедом. Продолжительность реабилитации зависит от степени поражения головного мозга. Для полного выздоровления может понадобиться как несколько месяцев, так и несколько лет.

Занятия с логопедом необходимо начать как можно раньше, не позднее двух недель с возникновения первых симптомов.

Длительность занятий по восстановлению речи должна быть около 7-15 минут, так как состояние больного требует отдыха. Постепенно продолжительность можно увеличивать.

Восстановление речи после инсульта – дело сложное и длительное, его успех в значительной мере зависит от усилий больного и его психологического настроя. Логопеду необходимо быть хорошим психологом. Люди, пережившие инсульт, часто ощущают себя безнадежными.

Они очень чувствительны к неосторожно брошенным словам и тяжело переживают неудачи. Встреча с недружелюбным специалистом, который не способен создать оптимистический настрой, может стать роковой для человека с нарушенной речью. Он замкнется в себе и утратит веру в выздоровление.

Помощь родственников, если она оказывается неправильно, тоже может затормозить процесс выздоровления.

При диагнозе: афферентная моторная афазия невозможно воспроизведение речи при сохранности понимания смысла обращённой речи. Наблюдается паралич правой (или левой) стороны тела; на лице асимметрия носогубных складок, затруднения в движении челюстей, век, мимических мышц.

Письмо и чтение недоступно или носит непостоянный характер. Первичным нарушением при афазии данной формы выступает апраксия органов артикуляции, то есть трудности в нахождении правильного положения этих органов с целью произнесения речевого звука и мысленного проговаривания слова.

Нарушается слоговая и звуко-буквенная структура слова.

ПРОГРАММА ВОССТАНОВЛЕНИЯ РЕЧИ ПРИ АФФЕРЕНТНОЙ МОТОРНОЙ АФАЗИИ.

В процессе восстановления главной опорой служит доступность непроизвольной речи за счет непосредственной связи данных областей коры головного мозга с подкорковыми отделами. Именно поэтому восстановление идет от непроизвольного

уровня к произвольному.

1 этап (2 – 4 недели, продолжительность занятий 10-30 минут 3 раза в неделю). Восстановление орального праксиса (сочетается с профессиональным, медицинским массажем всего тела):

– зондовый массаж органов артикуляции;

– мимическая гимнастика (сначала с помощью логопеда, затем самостоятельно);

– пальчиковая гимнастика (сначала с помощью логопеда, затем самостоятельное разминание пальцев здоровой рукой);

– дыхательная гимнастика (формирование речевого дыхания);

– звукоподражания;

– психологические беседы с объяснением механизма возникновения недуга, плана работы над болезнью.

Результат: больной самостоятельно, произвольно открывает – закрывает рот, глаза; произносит гласные звуки А, У, Э, О, И с помощью логопеда в формировании артикуляционных поз; надувает воздушный шар; произносит звуковые и слоговые звукоподражания (кроме слогов с согласными звуками).

2 этап (2 – 4 недели, продолжительность занятий 30 минут 3 раза в неделю). Растормаживание речевых функций на основе старых речевых стереотипов с отхлопыванием речевого ритма (логопед начинает, больной продолжает или заканчивает):

– счёт, называние месяцев, времён года, дней недели ;

– договаривание знакомых фраз, пословиц, поговорок;

– пение знакомых песен;

– декламирование знакомых стихов;

– психологические беседы о необходимости постоянной тренировки не только в процессе реабилитационных занятий, концентрации силы воли.

Результат: больной с помощью и самостоятельно воспроизводит знакомые тексты песен, стихов, «крылатых» выражений, непроизвольно (случайно и не всегда) отвечает на вопросы словом.

3 этап (несколько месяцев или лет, продолжительность занятий 30 – 40 минут 1 – 2 раза в неделю).Работа над произвольностью речевого высказывания:

– произвольное прочтение 1 гласной буквы; сочетания 2 – 3 – 4 гласных букв;

– прочтение и выкладывание карточек с заданными 1 – 2 – 3 буквами;

– произвольное прочтение слов из 2 – 3 – 4 букв;

– произвольное воспроизведение слов (существительных, глаголов) из 1 – 2 – 3 слогов с одинаковой, разными гласными;

– самостоятельный выбор ответа из вопроса типа: хочешь кашу или борщ? (- Кашу);

– формирование слоговой структуры слов 1 (2 – 14) типа;

– анализ гласной в 1 – сложных словах типа: КОТ, ДОМ;

– договаривание слога в словах: бума (га, конфе (та);

– психологические беседы о необходимости продолжения борьбы с болезнью.

Результат: больной произвольно прочитывает гласную, сочетание гласных букв (от 1 до 4-х, с помощью карточек выкладывает заданную последовательность из гласных букв; выбирает слово из вопроса для ответа.

Но эти достижения непостоянны: есть трудности в нахождении правильного положения артикуляционных органов с целью произнесения речевого звука или звуков; больной путает буквы, слова часто заканчивает только при подсказке 1-го слога.

Важно продолжать логопедическое коррекционное воздействие, эмоционально положительно влиять на больного, т. к. по причине депрессивного настроя из-за отсутствия быстрой динамики восстановления речи больной может утратить веру в возможность реабилитации и отказаться от занятий.

Источник: https://www.maam.ru/detskijsad/programa-vostanovlenija-rechi-pri-aferentnoi-motornoi-afazi.html

Афазия при инсульте: логопедический материал для занятий

Моторная афазия при инсульте логопедический материал для занятий

Из этой статьи вы узнаете: как происходит восстановление речи после инсульта, какими могут быть речевые нарушения, и насколько они обратимы. Что нужно делать для максимально быстрого и полноценного восстановления речи.

Почему от разновидности расстройств речи зависит восстановление

Самые главные речевые центры мозга (Брока и Вернике) расположены в лобно-височной области левого полушария (у правшей).

При поражении разных участков в головном мозге возникают разные речевые расстройства. В зависимости от этого выделяют следующие виды афазии:

  • Сенсорную – поражен центр Вернике в участке между теменной и височной долей. Человек не понимает, не создает осмысленную речь и поэтому не может вести диалог или рассказ, хотя произношение отдельных слов, не связанных между собой, не нарушено.
  • Моторную – поражен цент Брока в участке между лобной и височной долей. Утрата речи вызвана неспособностью произношения слов – человек понимает обращенную речь и хочет сказать, но не может сделать этого.
  • Семантическую – утрачена способность понимать и произносить сложные по смыслу и звучанию речевые конструкции, но сохранена способность говорить простыми смысловыми предложениями.
  • Амнестическую – человек может нормально говорить, но забывает отдельные названия и слова, поэтому во время разговора не может сказать их.

Сенсорные расстройства речи самые опасные и плохо восстанавливаются – примитивная способность произносить отдельные несвязанные между собой слова может остаться на всю жизнь. Моторная афазия лучше устраняется – даже если больной полностью утратил речь, она может восстановиться полностью.

Общие правила и мероприятия

Для восстановления речи после инсульта необходим комплекс мероприятий:

  • Раннее обращение за медицинской помощью (в первые часы после возникновения болезни).
  • Медикаментозная поддержка.
  • Занятия с логопедом.
  • Специальные упражнения, восстанавливающие произношение.
  • Вспомогательные методы лечения: физиотерапевтические процедуры, хирургические операции, терапия стволовыми клетками.

Большое значение имеет окружающая обстановка, в которой находится больной. Его родственники и окружение должны способствовать восстановительным процессам. Ведь, по сути, взрослый человек, утративший речь, как маленький ребенок, должен заново научиться говорить.

Для этого необходимы:

  1. Спокойная обстановка, исключающая стрессы, волнения, громкие звуки и шум.
  2. Заинтересованность и стремление восстановить речевые способности.
  3. Постоянное общение – даже если больной вообще не реагирует на обращение и речь, он должен слышать ее. Разговаривайте с больным, между собой, и со временем головной мозг начнет не только воспринимать, но и самостоятельно воспроизводить то, что слышит.
  4. Процесс реабилитации должен состоять из нескольких последовательных этапов, отвечающих за постепенное восстановление разных способностей, – понимание речи, произношение звуков, слов, словосочетаний, предложений, осмысленной развернутой речи, усовершенствование произношения.
  5. Продолжительность этапов реабилитации может быть разной (дни, недели, месяцы и даже годы).
  6. Нельзя останавливаться на достигнутом результате.

Как происходит восстановление

Важно понимать, что на восстановление речи, как и любых утраченных функций головного мозга, вызванных инсультом, нужно время. Реабилитационный процесс при сенсорной афазии чаще (в 72%) происходит медленно и постепенно, пошагово, когда способности разговаривать расширяются с каждым днем или месяцем.

При моторной афазии чаще (в 65%) бывает спонтанное восстановление речи по типу рывков – человек по несколько недель не достигает никаких результатов лечения, после чего наступает выраженное улучшение (например, вообще не может ничего сказать, а через несколько месяцев сразу разговаривает предложениями).

Максимальное восстановление речи происходит на первом году после инсульта, но продолжается до 3–5 лет. После этого срока имеющиеся нарушения сохраняются пожизненно.

Реабилитация речевых функций должна быть упорной, но систематизированной. Нельзя как перенапрягаться, так и недостаточно интенсивно работать над собой. Лучше всего чередовать периоды активных занятий (упражнения по произношению, работа с логопедом) с отдыхом.

Продолжительность занятий увеличивайте постепенно – от нескольких минут в первые дни после стабилизации состояния больного до 1–2 часов через 4–5 недель. Это правило распространяется даже на такие мероприятия, как прослушивание речи, музыки и просмотр телепрограмм – они также должны быть ограниченными по времени и чередоваться с периодами отдыха.

Обязательно обратитесь к специалистам – логопеду, невропатологу, реабилитологу. С их помощью речь восстановится лучше и быстрее.

КТ-снимок ишемического инсульта в зоне Вернике. А – очаг ишемического инсульта в первые часы; В – геморрагическая трансформация инсульта на 3 сутки

Помощь логопеда

Перед тем, как восстановить речь после инсульта, больной консультируется врачом логопедом-афазиологом. Специалист определит характер афазии и составит индивидуальную программу реабилитации с учетом имеющихся нарушений.

При таком подходе около 25–30% больных с выраженными речевыми расстройствами уже к выписке из стационара начинают разговаривать.

Элементы занятий нужно продолжать выполнять самостоятельно в домашних условиях, но периодически (еженедельно или ежемесячно) посещать логопеда для коррекции реабилитационных мероприятий.

Основные методики и принципы работы логопеда, которые нужно учитывать при самостоятельной реабилитации в домашних условиях:

  • Определение реакции на громкий и тихий голос.
  • Постепенное наращивание, усложнение нагрузок и заданий.
  • От простого к сложному – только после освоения менее сложных функций (понимание и произношение звуков) можно приступать к освоению более сложных речевых конструкций (слов, предложений).
  • Обязательно следить не только за произношением, но и за пониманием смысла произносимых слов.
  • Обязательно учитывать заинтересованность больного в изучаемой теме – говорить о том, что интересно больному.
  • Использовать технику – начинать фразу самому, а больной заканчивает ее.
  • Использовать музыкальные приемы – подпевание пациентом любимых песен помогает быстрее восстановить разговорную речь.
  • Сочетание рисования с тренировкой произношения – то, что больной не может произнести, он должен нарисовать.

Все эти приемы положительно влияют на восстановление речевых центров головного мозга.

Карта общения помогает пациентам с афазией коммуницировать с окружающими. Нажмите на фото для увеличения

Полезные упражнения

Всем больным с афазией после инсульта необходимо выполнять специальные восстановительные упражнения, независимо от ее вида. Это связано с тем, что в 85–90% афазия носит смешанный характер – сенсорно-моторная. Поэтому упражнения, улучшающие работу мышечного аппарата, участвующего в произношении, показаны всем пациентам.

Эффективные приемы и упражнения:

  • Сверните и максимально вытяните губы в виде трубочки (по типу поцелуя) и удержите в этом положении 5–7 секунд. Повторите 5–10 раз.
  • Нижней губой захватите верхнюю и подтяните ее максимально . Расслабьтесь и повторите действие 5–10 раз.
  • Верхней губой захватите нижнюю и подтяните ее максимально вниз на 3–5 секунд. Повторите 5–10 раз.
  • Откройте рот, голову и шею вытяните вперед, максимально выдвиньте язык изо рта. Задержитесь в таком положении на несколько секунд. Вернитесь в нормальное положение и 5–10 раз повторите упражнение.
  • По 5–10 раз оближите верхнюю, а затем нижнюю губу сначала справа налево, затем справа налево.
  • Несколько раз выполните облизывание губ языком по кругу (верхней и нижней) в обе стороны.
  • Скрутите язык в виде трубочки, высуньте в таком положении из ротовой полости.
  • При закрытом рте заверните язык и постарайтесь дотянуться к твердому, а затем к мягкому небу.
  • Закройте рот таким образом, чтобы губы были сомкнуты, а зубы разомкнуты. Выполните круговые движения языком между губами и зубами сначала в левостороннем, затем в правостороннем направлении.
  • Пощелкайте языком о твердое небо, чтобы звук напоминал звук бегущей лошади.
  • Высуньте язык изо рта максимально вперед и издавайте шипящий звук (как змея).
  • Закройте рот и попытайтесь улыбнуться, разомкнув губы и показав все зубы. Повторите улыбку, но не размыкая губы и не показывая зубы.
  • Высуньте язык и попытайтесь поочередно дотягиваться к кончику носа и вниз к подбородку.
  • Выполните воздушный поцелуй, сопровождая его громким чмоканием.

Источник: https://yazdorov.win/nevralgiya/afaziya-pri-insulte-logopedicheskij-material-dlya-zanyatij.html

Про Инсульт
Добавить комментарий