Куделина любовь кондратьевна инсульт

От банка до воинской части

Куделина любовь кондратьевна инсульт

ЛИЧНОЕ ДЕЛОКУДЕЛИНА Любовь Кондратьевна
КУДЕЛИНА Любовь КондратьевнаФото Леонида ЯКУТИНА

Родилась 4 апреля 1955 г. во Владивостоке. После окончания Московского финансового института (1977 г.) работала в Министерстве финансов. С 1996 г. – глава Департамента финансирования оборонного комплекса и правоохранительных органов Минфина, с июля 1999-го – заместитель министра финансов. Входила в состав Федеральной антитеррористической комиссии и правительственной Kомиссии по военно-промышленным вопросам. Распоряжением президента РФ от 28 марта 2001 г. назначена начальником Главного финансово-экономического управления – заместителем министра обороны РФ по финансово-экономической работе. С 18 октября 2004 г. – начальник Службы экономики и финансов Министерства обороны РФ. Указом президента РФ от 1 сентября 2007 г. назначена заместителем министра обороны РФ по финансово-экономической работе.

– Любовь Кондратьевна, сегодня очень много говорят об оптимизации военного ведомства, в том числе его центральных и главных управлений, тыловых служб. Насколько это затрагивает финансово-экономический блок?

– Есть соответствующая директива министра обороны. Но, наверное, самым первым шагом в оптимизации органов военного управления стал как раз финансово-экономический блок МО РФ. Начали мы это еще в 2007 году, хотя заработала новая система с января 2008 года.

Что было сделано в первую очередь? Вы знаете, что до недавнего времени в Минобороны РФ существовала многоступенчатая, разветвленная структура финансово-экономических органов.

Мы оставались единственным ведомством, у которого было шесть ступеней доведения бюджетных средств до получателей и уровней финансирования.

Это, прямо скажем, замедляло процесс доведения финансовых средств до воинских частей.

И начатое нами в прошлом году не было спонтанным. Это была тщательно продуманная, взвешенная работа, проведенная совместно с Главкоматами видов и родов войск, командующими войсками военных округов, по переходу на трехуровневую систему финансирования. Мы провели не одно совместное совещание, вместе считали, сопоставляли.

Признаюсь, было некоторое опасение, что на каком-то участке произойдет сбой в новой системе финансирования. Тем более что перешли мы на нее, повторю, 1 января 2008 года. Вы сами понимаете, что мог означать такой сбой в январе-феврале – накануне президентских выборов: Поэтому десятки раз просчитывали все возможные неожиданности.

Хотя, как понимаете, все учесть порою просто невозможно.

Хочу сразу предупредить: сокращение числа получателей бюджетных средств совсем не означает, что на каком-то уровне мы у командира отобрали права на их распределение. Мы просто оптимизировали систему, перейдя на нее достаточно плавно.

– Как известно, Министерство обороны в этой системе является главным распределителем бюджетных средств. Получается, теперь вы невольно взяли на себя ответственность за прохождение денег по всей цепочке, вплоть до воинской части? Какие же звенья оказались лишними?

– Представьте, на втором уровне у нас было 13 распределителей средств. Сегодня их осталось 10. На третьем уровне было 1876 распределителей и получателей, на четвертом – 3647, на пятом – 998. Мы оптимизировали их число. Общая численность бюджетополучателей сократилась на 994(!) лицевых счета. Согласитесь, это серьезно.

Пересмотрели также то, что, образно говоря, уходит со второго уровня на третий и от главного распределителя. Например, на себя замкнули финансирование всех военных комиссариатов субъектов Российской Федерации, которые раньше финансировались через округа. Хотя нам это и добавило забот.

В чем был главный смысл проводимой оптимизации бюджетных потоков? В том, чтобы бюджетные деньги как можно быстрее доходили до получателя.

Увы, некоторые задержки по различным причинам все-таки случались, за что нас справедливо критиковал экономический блок правительства РФ.

Но они, если трезво оценить, практически и не могли вовремя дойти до последнего бюджетополучателя через все названные ступени распределения.

– Нельзя ли все это продемонстрировать на каком-либо конкретном примере? Какие права все же остались у командиров, воинские части которых, что называется, “выпали” из этой системы?

Ассигнования на боевую подготовку войск растут с каждым годом.Фото Леонида ЯКУТИНА

– Подчеркну: так или иначе все командиры участвуют в распределении поступающих на их части средств и сейчас. Допустим, конкретный начальник был распределителем средств по подчиненным ему бригадам и дивизиям, а мы его исключили из уровня финансирования. Но деньги на названные воинские части как поступали, так и будут поступать. Этот командир участвует в их распределении. Просто деньги теперь пойдут напрямую, скажем, из округа в бригаду, полк, минуя дивизию.

В каждом конкретном случае мы составили схему финансирования вида, рода войск: ВВС, РВСН и т.д. Например, Главкомат ВВС остался получателем и распределителем финансовых средств.

А вот такую же систему в Военно-морском флоте не смогли сохранить. Хотя, естественно, у Главкомата ВМФ сохранилась функция распределения по флотам средств, которые поступают с нашего счета (главного распределителя).

Тем самым Главкомат ВМФ сам рассчитывает потребность флотов, контролирует расход средств.

– Неужели новая схема не дала сбоев даже на новогодние праздники?

– Мы получили деньги в конце декабря и тут же отправили их в войска. Помню, когда закончились праздники, с волнением ждали результатов: как заработает новая схема? Переживали, что будет где-то неразбериха.

Но то ли звезды так повернулись, то ли мы все просчитали: Словом, в январе денежное довольствие в войсках получили практически везде. Время его поступления значительно сократилось.

А те несколько задержек, что произошли, случились не по нашей вине или нерасторопности.

Прошло несколько месяцев. Сбоев нет. Само время показало эффективность принятых мер. И теперь уже можно с уверенностью сказать: проведена достаточно серьезная работа по реформированию финансово-экономических органов МО РФ.

– Означает ли это, что финансовые управления некоторых военных округов или армий (объединений) после оптимизации финансово-экономического блока МО РФ могут быть со временем тоже оптимизированы?

– Финансовое управление как было в военном округе, так и останется. Как ему нарезали лимит бюджетных обязательств на год, так и будут нарезать.

Руководство военного округа и его финуправление могут даже перераспределять часть средств, скажем, на оплату командировочных, ремонт и эксплуатацию вооружения. Это их право.

Командующие войсками округов (главкомы) как распределяли средства, так и продолжают распределять.

Поясню на примере Главкомата ВВС. Скажем, Минобороны (первый уровень) получило деньги. Дальше они поступают в Главкомат ВВС (второй уровень). Затем, минуя Командование специального назначения (КСпН), напрямую идут в дивизию, бригаду, полк.

Так вот сегодня КСпН стало не финансирующим, а распределяющим органом. Как он распределил, так в тех объемах и пойдут средства. Но минуя, естественно, само Командование специального назначения.

Оно, повторю, становится распределяющим, но не финансирующим органом.

То есть одна из задач преобразований – скорость прохождения финансовых средств. Важно, чтобы деньги до конечного потребителя доходили гораздо быстрее, чем было до этого. Кроме того, система становится более прозрачной, более подконтрольной, поскольку гораздо меньше лиц привлекается на каждом уровне к их распределению.

Вместе с тем никто не снимает с командующего, скажем, армией (объединением) функций контроля за прохождением финансовых средств. Командир любого уровня по-прежнему несет ответственность за использование перераспределенных средств.

– Раньше на вас, как говорится, замыкались финансово-экономическое управление и управление финансирования центрального аппарата. А теперь?

– Сегодня в моем ведении несколько управлений. Взять, например, одно из главных управлений, которое занималось вопросами международного военного сотрудничества. Прошлым летом его финансовые органы напрямую подчинили нам. Таким образом, разделили функции между теми, кто принимает решения в части внешней экономической деятельности, и теми, кто эти решения финансирует. Что это дало?

Если раньше при подписании контракта, скажем, о выдаче имущества или военной техники все, образно говоря, варилось внутри этого управления, то теперь финансовые решения, принимаемые им, оказались под нашим контролем. А порою и корректируются нами.

Кроме того, теперь запрещены различные косвенные затраты, напрямую не связанные с выполнением контрактов. То есть управление как занималось, скажем, проблемами заключения договоров по поставкам ВВТ, так и занимается.

Только финансовые средства сейчас оказались в одних руках.

Подчинили нам и финансовую инспекцию. Хотя были споры: могут ли деньги находиться в руках тех, кто их выдает и кто контролирует. Практика показала: могут.

Управление финансирования центрального аппарата по-прежнему замыкается на заместителя министра обороны, то есть находится в моем подчинении. Как и личный состав бывшего Главного финансово-экономического управления, которое недавно было расформировано и на базе которого созданы три департамента.

Среди них департамент планирования и финансирования, он работает с бюджетополучателями и распорядителями финансовых средств. А также департамент социальных гарантий, который несет свою ношу в системе финансово-экономических органов, ведет переписку с пенсионерами, отвечает на обращения граждан.

Это в основном проблемы денежного довольствия, заработной платы, военных пенсий и т.п.

– Насколько известно, директива, о которой вы упомянули, затрагивает будущее не только представителей различных служб тыла, но и юристов, журналистов, медиков: О чем в ней речь?

В этом доме получили квартиры военнослужащие Калининградского гарнизона.Фото Леонида ЯКУТИНА

– Директива Д-15 вышла 7 марта 2008 года. В ней говорится о том, чтобы соответствующие начальники и командиры к 1 июня представили свои предложения по оптимизации своих структур. С учетом, естественно, положений закона “О статусе военнослужащих” и трудового законодательства. Что касается нас, то не так уж много органов, которые мы преобразуем. В общей сложности это коснется 84 человек, среди которых 58 военнослужащих.

Мы группируем соответствующие финансовые службы так, чтобы это была работающая структура. Чтобы один начальник принимал решения, а другой отвечал за направление средств. Идеология реформы в том, чтобы соединить денежные средства в один узел.

У нас в соответствии с указом президента 83 функции, которые прописаны как полномочия центрального органа исполнительной власти в лице Министерства обороны.

И прежде чем наши указания воплотились в некий, образно говоря, талмуд с определенными инструкциями в отношении различных руководителей, мы проинвентаризировали все эти функции и полномочия. Разобрались, нет ли где дублирования работы.

Важно, например, было разобраться, что входит в понятие центрального аппарата, не допустить дублирующих функций.

Как известно, к 2016 году численность ВС должна составить не более 1 миллиона военнослужащих. Но у нас в армии и на флоте есть еще служащие.

Каким должно быть число тех и других? Директива как раз и предлагает определить их оптимальное соотношение без потери эффективности работы соответствующих структур.

Скажем, в боевых частях должно быть примерно 80-90% военнослужащих и 10-20% – гражданских лиц (служащих). В каждой части – свои проценты.

Более того, все это не означает, что уже завтра по команде со всех представителей тыла снимут погоны, а также с медицинских работников, юристов, журналистов… Вопрос, повторю, лишь в стадии проработки.

– То есть конкретной задачи и конкретного числа должностей, которые надо сделать гражданскими, нет?

– Вот директива. В ней перечислены разные категории военнослужащих. Есть четкая градация, на каком уровне может быть замещение военных на гражданских или служащих. Только и всего.

Что касается финансистов, то пока в ней они не затронуты. Я согласна, что где-то в субъекте Российской Федерации, областном городе можно финансистом быть и без погон. Но в тьму-таракань никакой гражданский не поедет. Поэтому все решения, которые примут, будут взвешены. После 1 июня, думаю, потребуется немало времени на согласование поступивших предложений, их корректировку, утверждение.

– И последний вопрос, Любовь Кондратьевна. Прошла информация, что Минобороны сверх лимита израсходовало по нецелевому назначению более 100 млн. рублей. Каковы, на ваш взгляд, причины этого?

– Одна из причин этого как раз в том, что не было четкой системы контроля за распределением средств. При новой системе финансирования, которую мы вводим, такой контроль будет более жестким.

Можно говорить и об уровне финансовой компетентности некоторых командиров низового уровня, которые порою принимают самостоятельные решения о перераспределении средств, скажем, с боевой учебы на ремонт казарм. Мы теперь ведем постоянный мониторинг и наказываем рублем тех, кто это допускает. А это довольно действенное средство.

Повторю: новая система финансирования воинских частей, учреждений и подразделений Вооруженных Сил показала свою высокую эффективность за прошедшее время и, надеюсь, поставит надежный заслон подобным нарушениям.

Источник: https://www.vpk-news.ru/articles/1567

Правительство определило три табу на секвестирование военных расходов

Куделина любовь кондратьевна инсульт

Замминистра обороны РФ Любовь Куделина рассказала “Интерфаксу” о финансировании оборонно-промышленного комплекса в 2009 году

Правительство определило три табу на секвестирование военных расходов

ИТАР-ТАСС

Москва. 17 февраля. INTERFAX>RU – Об основных приоритетах финансово-экономической работы российского военного ведомства в 2009 году рассказала “Интерфаксу-АВН” заместитель министра обороны РФ Любовь Куделина.

Любовь Кондратьевна, сегодня весь оборонно-промышленный комплекс, естественно, волнует проблема, что будет с государственным оборонным заказом и оплатой за ту продукцию, которую военное ведомство получает в соответствии с ним?

Я хочу сказать, что номенклатурные позиции закупочной части вооружения и военной техники в гособоронзаказе не изменяются. Поэтому мы приступили к формированию лимита бюджетных обязательств, чтобы начать выделение средств по расходам, которые осуществляются в интересах министерства обороны.

Первый транш мы осуществили в начале февраля 2009 года и сейчас проводим кассовые расходы по гособоронзаказу.

Думаю, в ближайшие день-два мы подпишем и доложим министру обороны об установлении нового транш-лимита бюджетных обязательств на сумму порядка 65 млрд рублей.

До конца недели мы будем практически готовы начать кассовые расходы по второму траншу с тем, чтобы в первом квартале выйти на среднее финансирование гособоронзаказа на уровне не менее 35% от годового объема.

Хотела бы особо отметить, что в предыдущие годы постановлением правительства нам предписывалось осуществлять финансирование гособоронзаказа в первом полугодии на уровне не менее 40% его годового объема.

Таким образом, если наши ближайшие планы будут реализованы, это приведет к более опережающему порядку финансирования гособоронзаказа и оборонных предприятий по сравнению с предыдущим годом.

Это особенно важно в современных условиях, когда государство оказывает поддержку крупнейшим предприятиям ОПК.

Каковы основные особенности гособоронзакза 2009 года?

Во-первых, в приоритете расходы, которые осуществляются в интересах Ракетных войск стратегического назначения, Военно-воздушных сил, Военно-морского флота и ряда других. Не забыты также закупки бронетехники для нужд Сухопутных войск.

Кроме того, как известно, гособоронзаказом на этот год больше будет закуплено готовых изделий и сокращены расходы на ремонт старой техники.

В целом, еще раз повторю: секвестирования гособоронзаказа на 2009 год не происходит. Закупки вооружения и военной техники будут обеспечены в том объеме, который запланирован.

Какие еще направления оборонного бюджета не будут секвестированы в 2009 году?

Правительством определены три табу на сокращение наших расходов.Это программа вооружений, расчеты с увольняемыми офицерами и жилищное обеспечение.

В отношении расчетов с увольняемыми военнослужащими, то на это у нас достаточно средств. Все офицеры будут обеспечены положенными социальными гарантиями.

Что касается, средств на закупку жилья для обеспечения нуждающихся в нем военнослужащих, то мы рассчитываем изыскать средства, чтобы нарастить их объемы.

Мы тщательно пересматриваем собственные расходы внутри министерства, чтобы определить из них архиважные, а также те, финансирование по которым можно отложить. Министр обороны, кстати, вникает в каждую строчку расходов. Словом, мы скрупулезно относимся к каждому разделу бюджета и пытаемся внутри себя “поджаться”.

К примеру, решено инвентаризировать научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы с тем, чтобы определить те, которые в 2009-2010 годах не приводят к получению финального изделия. То есть, те, которые мы не сможем закупить в данный период. Финансирование таких работ может быть отложено.

Кроме того, мы не отказываемся от идеи воспользоваться правом по реализации высвобождаемого имущества, в том числе земли. Эти средства тоже будут направляться на покупку жилья для военнослужащих.

Минфин упрекает нас в том, что происходит большое перераспределение средств внутри нашего бюджета в 2008-2009 годах. Но нас сама жизнь заставляет так делать, поскольку появляются новые задачи. У Главного финансово-экономического управления, как распорядителя средств Минобороны, есть право вносить коррективы, и мы этим правом будем пользоваться.

За счет боевой подготовки экономить не будете?

Частично министерству обороны придется “поужаться” в вопросах приобретения горюче-смазочных материалов. При этом, акцентирую ваше внимание, сэкономленные средства мы опять же направим на решение архиважной задачи – приобретение жилья для военнослужащих.

Но для обеспечения боевой подготовки Вооруженных сил мы нашли другие варианты. Мы нашли ресурсы, чтобы не было сбоев в боевой учебе. Например, используя снижение цен на ГСМ и задействуя небольшую долю ГСМ из неприкосновенных запасов, естественно, без ущерба для боеготовности Вооруженных сил, мы обеспечим, чтобы сбоев в боевой подготовке в 2009 году не было.

Будет сохранен объем транспортных расходов, необходимых для переездов воинских учреждений в связи с реформированием Вооруженных сил. Но подчеркну, дополнительных денег на это мы у правительства не просим.

Любовь Кондратьевна, расходы на проводимую военную реформу не проходят отдельной строкой бюджета?

Специальной статьи расходов на проведение реформы нет. Мы не выделяли оргштатные мероприятия в Вооруженных силах как отдельное направление бюджета. Затраты на реформу укладываются в трехлетний финансовый план Минобороны.

Но здесь тоже необходим рациональный подход к расходам, в том числе на все необходимые выплаты сокращаемым офицерам. Если мы три года будем держать офицера за штатом, то это для нас будет дорого, потому что ему надо будет платить денежное довольствие.

Поэтому наша задача, если офицер готов уволиться, выслужил установленный срок и ему нужна только квартира, предоставить ему жилье как можно быстрее, а не тянуть три года.

Именно поэтому сэкономленные средства в 2009-2010 годах будут брошены на закупку жилья для военных.

/Интерфакс/

Источник: https://www.interfax.ru/interview/63775

Любовь Кондратьевна Куделина не хочет быть стрелочником | СМИ Oboznik – личность, общество, армия, государство

Куделина любовь кондратьевна инсульт
19 Апрель 2009

В команде Анатолия Сердюкова обостряются разногласия

15 апреля произошло давно и неоднократно предсказанное, в том числе и нашей газетой, событие.

Указом президента России освобождена от должности заместителя министра по финансово-экономической работе, один из старожилов руководящего состава военного ведомства, занявшая свою последнюю должность в 2001 году Любовь Куделина.

На ее место назначена сотрудник Министерства финансов, глава департамента бюджетной политики в сфере государственной, военной и правоохранительной службы и Гособоронзаказа, доктор экономических наук Вера Чистова.

О причинах увольнения Любови Куделиной в официальном сообщении не говорится ни слова. До пенсии по возрасту ей еще год, и она вполне могла бы перейти на свою работу в Минфин. В Управлении информации Минобороны на эту тему тоже говорить не хотят.

Отсылают к заявлению для информагентств статс-секретаря – заместителя министра обороны Николая Панкова, курирующего в военном ведомстве кадровые вопросы. Кстати, Панков сам в начале месяца расстался с погонами генерала армии.

По словам статс-секретаря, Куделиной предложено продолжить работу в военном ведомстве.

«Ее опыт и знания нужны и будут востребованы. Министр Анатолий Сердюков сделал ей кадровое предложение». Какие именно, Николай Панков говорить не стал. Но заметил, что заместитель министра сама написала заявление с просьбой освободить ее от занимаемой должности.

Это стало модно сейчас в армейских верхах – писать рапорты об увольнении по собственному желанию («НГ» от 16.04.09).

Но, по нашим сведениям (их нам сообщил источник в Минобороны, который по понятным причинам не пожелал увидеть свою фамилию на страницах «НГ»), причин для такого поступка у заместителя министра было достаточно.

Она возражала против упомянутого требования министра – увольнять людей в запас и отставку не по организационно-штатным основаниям (ОШО), а по личной просьбе. Увольнение по ОШО действительно требует больших расходов.

Только полковникам и капитанам 1 ранга, а также генералам и адмиралам, прослужившим не менее 20 лет, а таких среди отставников набирается около 15 тыс., надо выплатить при таком увольнении по 185–200 тыс. руб. каждому. И то при условии, что они не награждены орденами.

А за каждый орден положено еще два оклада по должности и воинскому званию. Но есть еще 70 тыс. подполковников и майоров, которым тоже по закону положено выплачивать соответствующие «отступные» и предоставить соответствующее правовым нормам жилье.

На все это, как и на другие расходы, связанные с оптимизацией и сокращением личного состава, в бюджете военного ведомства денег нет. Они там не предусмотрены в том объеме, как требуется.

Любовь Куделина предлагала министру направить запрос в правительство и Государственную Думу с просьбой выделить на цели военной реформы отдельные, защищенные бюджетом средства. Но Анатолий Сердюков был категорически против такого запроса.

Он обещал президенту и премьеру, что все армейские преобразования проведет за счет внутренних ресурсов, и расписаться в том, что просчитался, – это выше его сил. А то, что люди, которых из армии увольняют насильно-добровольно, будут потом обращаться с исками в суды, вплоть до Страсбургского, не важно.

По искам будет платить государство, а не ведомство.

Была не согласна Куделина, как говорят наши источники в Минобороны, и с пресловутым приказом № 400, который устанавливал премии по итогам года для особо отличившихся офицеров – 10% кадрового состава армии и флота. Даже не хотела его визировать.

Она, дочь офицера, выросшая в военном городке, занимавшаяся проблемами Вооруженных сил практически всю профессиональную жизнь, понимала, какой серьезный моральный вред могут нанести эти деньги офицерским коллективам, как разобщат людей. Но ее не послушались.

Рыночный, корпоративный подход получил приоритет перед многолетними военными традициями товарищества.

И, наверное, последней каплей, как говорят наши информаторы в Минобороны, стало то, что средства Минобороны все чаще и чаще направляются на мероприятия, никак напрямую не связанные с военной реформой.

На ремонты кабинетов высоких должностных лиц, замену мраморных панелей в залах приемов и коллегий, на переезды штабов и главных управлений из одного здания в другое, а то и в другой город. Как это должно произойти с Главным штабом ВМФ. Денег на все и про все нет и не предвидится. Куда уходят деньги от продажи недвижимости, тоже неясно.

Кто в этом виноват, спрашивать не стоит. Куделина отказывается быть крайней. И заявление об увольнении по собственному желанию тут не единственный, но все-таки решительный шаг.

Внешне отставка Куделиной выглядит как расчистка Сердюковым своего окружения от креатур бывшего министра обороны. Но на самом деле она свидетельствует о глубоком расколе в команде реформаторов.

При достаточно остром сопротивлении непродуманным преобразованиям армии и флота со стороны генералов и офицеров противоречия внутри гражданского руководства военного ведомства – тревожный сигнал. «Новый облик армии» рождается в муках.

Каким он будет, никто предсказывать не берется.

В. Литовкин. http://www.ng.ru/

Данные на нового руководителя финансово-экономической службы Министерства обороны Веру Чистову

Другие новости и статьи

« Армейские хулиганы будут сидеть с комфортом

Реорганизация Военной академии тыла и снабжения в 1946 – 1952 годах »

Запись создана: Воскресенье, 19 Апрель 2009 в 17:03 и находится в рубриках Новости, Современность, Финансовое.

метки: обеспечение, финансы, реорганизация, реформа, сердюков

Темы Обозника:

В.В. ГоловинскийВМФПервая мировая войнаР.А. ДорофеевРоссияСССРТранспортШойгуармияархиввойнавооружениевузвыплатыгорючееденежное довольствиеденьгижильезащитаздоровьеимуществоисторияквартирыкоррупциямедицинаминоборонынаукаобеспечениеобмундированиеоборонаобразованиеобучениеоружиеофицерохранапатриотпатриотизмпенсиипенсияподготовкаправопризывпродовольствиерасквартированиереформарусьсердюковслужбасталинстроительствоуправлениеучебафинансыфлотэкономика

Источник: http://www.oboznik.ru/?p=1613

Любовь Куделина:

Куделина любовь кондратьевна инсульт

Из года в год мы испытываем одни и те же проблемы с ростом тарифов на услуги естественных монополий и ЖКХ. В результате в конце года нам всегда добавляют.

То, что добавляют в текущем году, теперь надо успеть истратить, потому что закон только прошел первое чтение и деньги к нам вряд ли поступят раньше конца ноября – начала декабря. И мы проверяем, чтобы вся цепочка, по которой пойдут деньги, была готова.

Видя, как тяжело добиваться увеличения, мы строго спрашиваем с главкомов и командующих, чтобы не получилось неистраченных остатков по чьей-то нераспорядительности

Любовь Куделина: “Планируется шаг за шагом вытягивать то, что с 90-х годов не решалось” (фото AST)

Выделить главное

“У нас столько дыр в расчетах с личным составом, что все их закрыть сразу невозможно”, – признала начальник Службы экономики и финансов Минобороны Любовь Куделина в беседе с обозревателем “Известий” Андреем Лебедевым. Однако она считает, что формируемый военный бюджет 2006 года (в пятницу Госдума приняла проект федерального бюджета на будущий год во втором чтении) позволяет продолжить расшивать наиболее тяжелые социальные проблемы военнослужащих. В числе этих проблем Куделина в первую очередь назвала компенсации за поднаем жилья (их размер уже повышен), а также планируемую индексацию денежного довольствия и соответственно военных пенсий.Начальник Службы экономики и финансов Минобороны Любовь Куделина едва успела пригласить обозревателя “Известий” Андрея Лебедева присесть, как зазвонил прямой телефон от министра обороны. Судя по репликам Куделиной, Сергей Иванов уточнял детали оборонного бюджета на 2006 год, который в составе федерального бюджета был принят Госдумой в пятницу во втором чтении. Военный бюджет и был темой интервью.известия: Любовь Кондратьевна, что больше всего беспокоит министра по поводу военного бюджета?Куделина: Что касается бюджета на 2006 год – когда мы получили несколько месяцев назад от Минфина предельные объемы бюджета на будущий год, они оказались ниже уровня 2005 года. А еще инфляция… Мы прослезились. Но надо отдать должное Минфину: настолько, видимо, были убедительны наши обосновывающие материалы, в которых мы показали и рост цен, и какое у нас количество проблем по каждому направлению деятельности обеспечения Вооруженных сил, что шаг за шагом многое удалось поправить. Из года в год мы испытываем одни и те же проблемы с ростом тарифов на услуги естественных монополий и ЖКХ. В результате в конце года нам всегда добавляют. То, что добавляют в текущем году, теперь надо успеть истратить, потому что закон только прошел первое чтение и деньги к нам вряд ли поступят раньше конца ноября – начала декабря. И мы проверяем, чтобы вся цепочка, по которой пойдут деньги (5 уровней – через округа в воинские части), была готова. Видя, как тяжело добиваться увеличения, мы строго спрашиваем с главкомов и командующих, чтобы не получилось неистраченных остатков по чьей-то нераспорядительности. При выделении недостающих средств в текущем году и при полном и рациональном их использовании Министерство обороны войдет в 2006 год с наименьшими долгами и без дополнительной нагрузки на бюджет следующего года.известия: А почему же нельзя было сразу эти суммы выделить? Ведь заранее известно, что цены будут расти? Куделина: Мы считаем бюджет с учетом определенного уровня инфляции. Но, к сожалению, монополисты – поставщики нефтепродуктов, электроэнергии, транспортные организации повышают цены. И каждый год в протоколе разногласий, когда согласован объем на транспортные расходы, Минобороны настаивает, что при повышении цен сверх уровня инфляции будет необходим дополнительный бюджет. И уже который год нам в конце года добавляют средств на горюче-смазочные материалы, транспорт, коммуналку…Например, с начала года заложили нам некий бюджет, а потом МПС резко увеличило цены на пассажирские перевозки, а это расчеты с личным составом… Мы уже с мая начали говорить, что МПС нам может в сентябре-октябре остановить перевозки. В середине года резко возросли тарифы на жилищно-коммунальные услуги, оплату электроэнергии, тепла. В связи с вступлением в силу 122-го закона в ряде регионов подскочили цены для населения, а для воинских частей они повышаются вдвое, поскольку у нас большие мощности и мы не живем по тарифу для населения. известия: А кто и почему возражает против создания оперативного резерва ассигнований при разработке федерального бюджета? Куделина: Министр предлагал правительству создать некий резерв средств, из которого по предъявлении главного распорядителя – если он чувствует, что у него прорывается какая-то статья расходов, – можно было бы взять деньги. Тогда можно не дожидаться октябрьского внесения изменений в бюджет. Но Минфин считает, что в рамках бюджетной классификации все расходы должны быть прозрачны, а резервы – это некий закрытый котел, из которого средства могут утекать на посторонние цели. известия: Одна из главных позиций бюджета – Гособоронзаказ…Куделина: В 2006 году объемы планируемых к выделению Министерству обороны ассигнований примерно на четверть больше, чем в текущем году. Мы уже четко определили, сколько нам надо закупать какого вида вооружений для каждого вида и рода войск, причем и “в штуках”, и в суммовом выражении. Подчеркну, это будет сделано не в конце года и не в начале следующего, а сделано уже сейчас. В третьей декаде октября весь госзаказ будет проработан с Минэкономразвития, чтобы где-то в ноябре он был утвержден решением правительства. Что было в предыдущие годы? Пока примет в конце декабря правительство постановление о гособоронзаказе, пока пройдут согласующие процедуры – и финансирование оборонно-промышленного комплекса начиналось в конце марта или даже в апреле. А продукция в лучшем случае начинала поступать в четвертом квартале. Теперь же, когда мы уже знаем объемы и сформирован госзаказ, конкурсы надо начинать прямо сегодня. Тогда нормальное финансирование может пойти уже с начала года. Сбоя сейчас в получении денег от федерального казначейства нет никакого. Можно прийти после январских праздников и с 12-го начать финансировать. известия: Как вы относитесь к долгосрочным – трехлетним контрактам на поставку вооружений и военной техники?Куделина: Минобороны об этом говорит, наверное, года два-три. Первый цикл контрактов уже бы прошел. Я считаю, что в постановлении правительства о гособоронзаказе можно просто поименовать контракты с длительным циклом производства продукции. Таких производств немного, их можно по пальцам пересчитать. Но почему-то это не делалось. Если правительство утвердит программу экономического развития на среднесрочную перспективу, тогда можно будет к этому вернуться. Длительные контракты выгодны для государства, поскольку предприятие будет знать, что в течение трех лет получит оговоренную сумму, в результате цена не так будет расти. Думаю, все-таки мы этот вопрос решим. известия: Депутаты Госдумы считают, что в бюджете не просматриваются конкретные меры по реализации излишнего военного имущества.Куделина: Если это имущество не нужно, то оно либо сдается в аренду и доходы от нее идут на нужды того же воинского учреждения, либо продается. В последнее время реализация военного имущества становится одним из источников решения проблемы жилья. Нередко нам предлагают отдать ненужные здания инвестору в обмен на строительство жилья.известия: Вы готовы отдать?Куделина: Готовы. Особенно при том недостатке средств, которые нам выделяются на жилищное обеспечение. В этом году при поддержке Роскомимущества стали заключаться инвестиционные контракты, в которых содержится точная оценка продаваемых объектов и точный расчет, сколько взамен должно быть предоставлено квартир, сколько квадратных метров. Все это тщательно проверяется, здесь нет такого, что кто-то кому-то там пообещал и деньги заплатил. А с реализацией военных городков имеется проблема. Их не только покупать, а просто брать не хотят. Поскольку кому нужны объекты с разрушенными теплосетями, выбитыми окнами и дверями, надо сперва отремонтировать. Вложить средства. Но когда мы на 2006 год поставили такой вопрос, оказалось, что средств хватает лишь на текущий ремонт действующих военных объектов. Загляните в любую казарму, они все построены знаете в каком году? Сразу станет понятно, в каком они состоянии, какие там трубы и полы. известия: А реализация другого ненужного имущества? Говорят, на складах Минобороны всего немерено… Куделина: Это больше разговоры. Есть нормы запаса – они установлены решением правительства. Запас этот потихонечку обновляется, что-то реализовывается, что-то закладывается на хранение. Правда, не всегда. Например, мы ежегодно должны восполнять запасы горюче-смазочных материалов, но на моей памяти последние четыре года мы не только не восполняем, а наоборот – когда нам не хватало горюче-смазочных материалов и не было средств на их приобретение, мы обращались за разрешением взять недостающее из запасов.известия: Очень много вопросов по конкретным направлениям денежного довольствия…Куделина: У нас столько дыр в расчетах с личным составом, что все их закрыть сразу невозможно. Доходы семей военнослужащих все еще ниже, чем в среднем по стране, и не обеспечивают им нормального уровня жизни. С 2003 года не индексировали денежное довольствие, соответственно не индексировали военные пенсии. Теперь, к счастью, постановлением правительства сразу на трехлетку определен уровень индексации. В четыре приема. Это затронет и военных пенсионеров, их пенсии также увеличатся. Сейчас согласовываем с заинтересованными структурами постановление об индексации на 15% денежного довольствия для контрактников с начала будущего года.С 1998 года была норма 400-500 рублей на поднаем жилья – где вы такую квартиру найдете? По-моему, даже в селе комнату за 400 рублей не снимешь. Мы добились увеличения этой нормы до 1200 рублей, хотя, конечно, депутаты говорят, что за 1200 и угол не снимешь, но это уже был прорыв. Планируется шаг за шагом вытягивать то, что с 90-х годов не решалось. И первую мы выбрали проблему в этом году – поднаем жилья.Повышение компенсации на санаторно-курортное лечение – к сожалению, дело не ближайшего года. Почему? Потому что Минфин считает средства в отношении всех силовиков. И любое наше предложение тянет за собой колоссальные деньги. проблема, конечно, – это увеличение размера компенсации взамен продовольственного пайка до его реальной стоимости. С 2001 года компенсация застыла на отметке 20 рублей в сутки. Мы этот вопрос при подготовке бюджетов поднимали неоднократно. Пенсионеры обращаются в суды с требованием выплачивать пенсию исходя из полной стоимости пайка. Но если сегодня повысить компенсации до уровня реальной стоимости продпайка, то на это потребуется 53 миллиарда рублей. Таких денег сейчас нет. Мы же не можем отказаться от переоснащения Вооруженных сил – соотношение расходов на содержание и оснащение задано на 2006 год на уровне 60:40 (в прошлом году было 61:39, годом раньше – 63:37). Поэтому все имеющиеся социальные проблемы пытаемся решить постепенно.известия: Может, надо последовать советам некоторых экспертов да и вскрыть Стабфонд…Куделина: Многие говорят, что надо Стабилизационный фонд весь потратить – только неизвестно, что через два года будет. Я считаю, что Минфин занял правильную позицию. известия: Ну, а как же быть, если пенсионеры будут обеспечивать свои права через суд?Куделина: Где-то в таких исках отказывают, считая наши действия правомерными, потому что нормы выплаты денежной компенсации за паек были утверждены законами, а где-то эти иски принимают. Понимая, что обращения в суды могут приобрести массовый характер, мы обратились к правительству: давайте решим, что делать, ведь денег на исполнение судебных решений может не хватить, а допустить блокирования счетов Минобороны нельзя. Пока решения нет.известия: После повышения денежного довольствия военнослужащих центрального аппарата Минобороны они стали получать заметно больше остальных военнослужащих. Что делается, чтобы это исправить?Куделина: В рамках административной реформы принимались меры по сокращению центрального аппарата и увеличению за счет этого доплат тем, кто проходит службу в центральном аппарате. Но если у гражданских ведомств система оплаты труда уже устоялась и разница в оплате воспринимается нормально, то в Минобороны понятие центрального аппарата только ввели и при этом не учли, что за нами армия. А ведь оклады офицеров войскового звена считаются от окладов начальника Генштаба. Поэтому приняли решение, и с марта этого года доплачиваем в войсковом звене в качестве материального поощрения по одному окладу в месяц.известия: Что предпринимается для погашения задолженности по вещевому довольствию?

Куделина: Мы предусмотрели определенные средства на это в бюджете 2006 года, хотя уже в этом году появились судебные иски. Моя позиция такова: все, что потребуется экстренно выплатить личному составу в пределах средств 2006 года, выплатить в январе, максимум в феврале. Опыт такой уже есть. Особо скажу о выплате пенсий.

Военные пенсии выплачиваются 1-го и 2-го числа ежемесячно, и в этом году, учитывая многодневные каникулы в январе, мы столкнулись к серьезной проблемой. У нас была масса звонков: когда нам выплатят? И мы в январе договорились с Минфином и Сбербанком, отработали два выходных и 5-6-го вышли, чтобы отправить пенсии. Но это лишняя головная боль.

В этом году впервые в конце декабря военные пенсионеры получат январскую пенсию.

Источник: https://iz.ru/news/307286

Про Инсульт
Добавить комментарий