Как научится говорить после инсульта

Восстановление речи после инсульта: упражнения, прогноз после потери, скороговорки для развития речи в домашних условиях, лекарства, упражнения

Как научится говорить после инсульта

Мало когда инсульт проходит без последствий, они могут быть самыми разными: от паралича, до эпилепсии и потери речи. Именно о последнем пойдет речь в данной статье. Мы узнаем, каким образом можно вернуть речь после данной неврологической болезни, рассмотрим методику занятия с логопедом, распространенные упражнения и лекарства.

Причины афазии

Когда человек теряет способность говорить, то это явление в медицине принято называть афазией. Патология дает о себе знать из-за нарушения кровотока в мозге. Этот процесс, в свою очередь, провоцируют атрофию тканей, в особенности отделов, ответственных за восприятие и переработку поступающей информации.

Справка! Обычно сразу после острого приступа наблюдается отсутствие речи. Само же место поражения находится в префронтальных областях мозга.

Для того чтобы полностью восстановить функцию речи, должно пройти немало времени. Этот период зависит от следующих факторов:

  1. степень запущенности болезни;
  2. вид потери памяти;
  3. своевременность начала борьбы с недугом;
  4. локализация поражения;
  5. объема мозгового кровотока.

Стоит понять, что после инсульта есть шанс на обретение нормальной речи.

Однако очень тяжело предугадать, каков будет период речевой реабилитации, ведь он зависит от каждого конкретного клинического случая.

Больной, у которого пропала речь, должен приложить большие усилия для восстановление. Они должны быть направлены на выполнение всех рекомендаций профильных специалистов, речь о которых пойдет ниже.

Виды патологии

В зависимости от зоны поражения выделяют такие виды потери речи:

  1. моторная афазия. Это последствие развивается из-за неправильной работы в области зоны Брока церебральных структур. Больной воспринимает и нормально распознает слова, адресованные ему, однако пока говорить самостоятельно он не может. Если говорить о факторе развития, то кроется он в деформации мозговых структур, ответственных за двигательную функцию различных мышц. В результате происходит нарушение нервной проводимости;
  2. сенсорный. Тогда человек теряет способность понимать слова других людей. Говорить пациент может, но на частичном уровне. Монолог тогда похож на обрывистый;
  3. сенсомоторная. Этот тип является смешанным, теряется способность не только говорить, но и понимать окружающих. В данном случае сложно что-то сказать, как быстро удастся вернуть речевую функцию;
  4. тотальная. Здесь пациент в полной мере утрачивает функции, связанные с генерацией и восприятию речи. Наблюдается соответствующая патология в случае массивных нарушений нормального кровотока;
  5. семантическое поражение. Человек может прекрасно понимать произносимые собеседником слова и говорить, но теряются способности по анализу сложных письменных и речевых структур, он путает окончания, практически не управляет словосочетаниями, смысл некоторых конструкций теряется;
  6. амнестические. В этом случае пациент не помнит, как называются знакомые предметы, абстрактные понятия в основном путаются;
  7. афферентные. Тут наблюдаются трудности с произношением нескольких звуков;
  8. динамические. Изменяются аналитические навыки, связанные с поиском и использованием правильных смысловых конструкций.

Важно! Существуют и иные подвиды нарушений. Иногда у пациента наблюдается живая речь, но лишенная всякого смысла.

Восстанавливается ли речь после мозговой катастрофы? Конечно, да. Но только при системном и комплексном подходе удастся добиться положительного результата.

Восстановление речевых способностей

Как восстановить утраченную функцию и вновь научить человека говорить?

Как и любые утраченные мозговые функции, потеря речи возвращается не сразу.

В 70% случаев этот процесс является очень медленным.

Максимальный период восстановления может достигать 3-5 лет.

Если нарушения не прошли в течение данного срока, то речь, скорее всего, не вернется.

Основные правила, которых необходимо придерживаться:

  1. постоянная работа над собой;
  2. должно соблюдаться чередование периодов активных занятий;
  3. постепенное увеличение времени уроков;
  4. обратиться к профильным специалистам: реабилитологу, невропатологу, логопеду.

Важно! В основе лечения должен находиться исключительно системный подход.

Использование лекарств

Некоторые могут усомниться, как можно научить человека говорить с помощью лекарств.

Однако они играют большую роль в восстановлении функций мозга, а это значит, что и речи.

Назначенная врачом медикаментозная терапия будет зависеть исключительно от тяжести состояния пациента.

Если нарушения не глобальны, то задействуются следующие типы лекарств:

  1. антикоагулянты, способствующие снижению свертываемости крови;
  2. ноотропы, восстанавливающие полноценную мозговую деятельность;
  3. гипотензивные лекарства, уменьшающие показатели артериального давления;
  4. мочегонные средства, назначающиеся для снятия отечности мозга, быстрее выводится жидкость из организма.

Если реабилитационный процесс является очень сложным, то врачи переходят к терапии более серьезными препаратами:

  1. Глиатилин;
  2. Цераксон;
  3. Актовегин;
  4. Максидол.

Все вышеназванные лекарственные средства провоцируют быструю регенерацию отмерших нейронов. Кроме этого, нередко используются способ, связанный со стволовыми клетками. Для этих целей медики берут у пациента биоматериал, выращивают его в искусственных условиях, а потом постепенно вводят в организм больного.

Занятия с логопедом

Первым, что нужно сделать перед началом восстановления речи, обратиться к логопеду, специализирующемуся на постинсультных больных. Он определит характер потери способностей и составит персональную программу, подходящую именно этому пациенту. При соответствующем подходе уже треть пациентов начинают разговаривать на стадии выписки из медицинского учреждения.

Внимание! Заниматься необходимо самостоятельно в домашних условиях. Время от времени придется посещать специалиста для коррекции речи.

Логопедические занятия можно проводить и в домашних условиях, но тогда логопеда придется вызывать в частном порядке.

Далее поговорим о ключевых методиках и принципах работы специалиста:

  1. выявление реакции пациента на слабый голос и довольно громкий звук;
  2. наращивание нагрузки должно осуществляться поэтапно;
  3. только освоив простые функции, нужно переходить к изучению более сложных;
  4. следить необходимо не только за дикцией, но и за тем, как пациент понимает смысл фраз и слов;
  5. используется техника: начинает специалист, заканчивает больной;
  6. применяются музыкальные приемы. Пациент старается подпевать любимые песни;
  7. тренировка произношения должна сочетаться с рисованием. То, что постинсультный пациент не в состоянии сказать вслух, он изображает на бумаге.

Все данные приема позитивным образом сказываются на восстановлении речи.

Упражнения

Можно ли восстановить речь, не обращаясь к специалисту?

Это практически не реально.

Именно логопед должен наметить этапы реабилитации и контролировать процесс.

Однако больной может ежедневно и сам тренироваться перед зеркалом, выполняя различные упражнения, время от времени проводя контрольные занятия со специалистом.

Как восстановить речь с помощью упражнений, даже находясь в домашних условиях? Независимо от вида потери речи человеку нужно выполнять специальные движения речевым аппаратом. Это связано с тем, что часто фиксируется смешанный тип афазии.

К эффективным приемам относят следующие:

  1. медики советуют вытянуть обе губы, чтобы они приняли форму трубочки и пробыть в соответствующем положении в течение 7 секунд. Численность повторений составляет 5-10 раз;
  2. верхняя губа обычно затягивает нижнюю, в таком состоянии рекомендуется задержаться на 5 секунд, а повторить упражнение – до 10 раз;
  3. нужно открыть рот, а шею и голову постараться вытянуть немного вперед, изо рта максимально выдвигается язык. В соответствующем положении человек задерживается на несколько секунд.Численность повторений такая же, как и в предыдущих двух методах;
  4. следует облизывать поочередно верхнюю и нижнюю губу. Сначала это делается справа налево, а потом в противоположную сторону;
  5. несколько раз рекомендуется облизать губы языком, придерживаясь кругового направления в разные стороны;
  6. язык скручивается в виде узкой трубочки и в таком положении достается наружу;
  7. при закрытом рте специалисты советуют завернуть язык наверх и постараться дотянуться к небу;
  8. рекомендуется прикрыть рот таким образом, чтобы оказались сомкнуты губы. Между ними и зубами необходимо провести круговые движения в разных направлениях;
  9. о твердое небо рекомендуется пощелкать языком. При правильном выполнении звук напоминает шум от быстро скачущей лошади;
  10. изо рта высовывается язык и максимально выдвигается вперед, издавая несколько шипящий звук, напоминающий змею;
  11. рекомендуется выполнить воздушный поцелуй с чмоканием;
  12. язык высовывается и поочередно тянется вверх к кончику носа;
  13. нужно попытаться улыбнуться закрытым ртом, а потом разомкнуть губы и показать зубы.

Важно! Любое упражнение для развития речевого аппарата должно выполняться 5-10 раз в зависимости от самочувствия.

Предлагаем Вам посмотреть упражнения для восстановления речи на видео:

Скороговорки

Скороговорки помогают восстановить людям речь не только после тяжелой формы инсульта, но и после других заболеваний.

Звуки, на которые делается упор, определяет специалист после предварительного обследования больного.

Скороговорки для развития речи станут отличным решением при занятиях в домашних условиях без логопеда.

Приведем примеры некоторых из них:

  • Алеша Алене сигнал подает. Алена услышит и Лешу найдет.
  • У Арины и Аграфены подрастают георгины.
  • Боря Ире дал ириску, Ира Боре – барбариску.
  • Все бобры добры к своим бобрятам. Идут бобры в свои боры.
  • Купила Марусе красивые бусы любимая бабуся.
  • Бык подается с быком, разбегаются кругом, береги бегун бока от агрессивного быка.
  • Бочок отлежал себе бычок.
  • Ворона проворонила вороненка.
  • У вдовы Варвары во дворе все дрова воры украли. Рассердилась вдова и убрала все дрова.В хлеву с волхвами волхвовал волхв.

Повторять скороговорки рекомендуется несколько раз на системной основе.

Прогноз после потери речи

Согласно статистике, при обширных инсультах возникают наиболее тяжелые последствия, одним из которых выступает расстройство речи. В среднем, если придерживаться всех рекомендаций, восстановление происходит:

  1. в 55% случаях после тяжелой фазы инсульта;
  2. в 75% при средней степени болезни;
  3. в 92%, если диагностирована легкая форма.

Когда реабилитационные мероприятия не выполняются, не стоит рассчитывать на положительный результат. Вероятность вылечиться не превышает 15%.

Выводы

Таким образом, восстановить речь после инсульта возможно, однако для этого больному придется хорошо потрудиться. Посещать нужно занятия логопеда и не забывать выполнять специальные упражнения самому. Важно как можно раньше начать реабилитацию, иначе шанс положительного исхода снижается. Не стоит заниматься самолечением, все препараты для улучшения речи назначаются только врачом.

Источник: https://doktor-ok.com/zabolevaniya/golovnogo-mozga/insult/vosstanovlenie-rechi.html

Как восстановить речь после инсульта: упражнения и рекомендации

Как научится говорить после инсульта

На протяжении некоторого периода времени после инсульта больной испытывает затруднения с речью. Но для полноты восприятия окружающего мира, а также здоровья психики возвращение навыков речевой коммуникации является ведущей проблемой. Восстановить способность говорить следует в максимально сжатые сроки.

Некоторые пациенты проходят реабилитационный период очень быстрыми темпами. Им хватает нескольких месяцев и даже недель. Другим требуется длительная работа с логопедом, чтобы посредством регулярно проводимых занятий к ним вернулось умение общаться с окружающими людьми. Случается, что речь так и не восстанавливается полностью и остается ограниченной.

Как осуществить восстановление речи после инсульта? Что нужно делать? Ответы на вопросы будут даны в этой статье.

Как восстановить речь после инсульта?

Надо отметить, что такой процесс не отличается простотой. Современной медициной в этом направлении широко применяются стволовые клетки. Помимо этого восстановление нервных импульсов проходит при занятиях с логопедом.

Применение стволовых клеток

Можно ли восстановить речь после инсульта посредством стволовых клеток? Современная медицина доказывает, что с подобной терапией организм получает дополнительные душевные силы, у человека повышается стремление к выздоровлению, улучшается настроение. Максимальной результативностью данный метод обладает в том случае, если он был применен в первые дни после случившегося инсульта.

Как восстановить речь после инсульта стволовыми клетками? Такая процедура проводится при амбулаторном лечении. Требуется две процедуры, между которыми должен быть трехмесячный отдых. Лечение начинается с восстановления сосудов. Проводятся процедуры по устранению ишемии, атеросклероза и тромбоза, ликвидируются спазмы.

Сосуды приобретают эластичность, оптимизируется толщина их стенок и сами русла. В тех областях, где был закупорен и разорван сосуд, начинаются образовываться новые коллатеральные пути.

Речь после инсульта

Сроки восстановления речевой функции тесно связаны с площадью поражения нервных клеток в коре головного мозга, которые отвечают за речь. Чем обширнее повреждение мозга, тем более медленными темпами восстанавливается способность говорить. Если за год еще есть надежда вернуть утраченную речь, то со временем темпы реабилитации замедляются.

Организм человека, перенесшего инсульт, постепенно адаптируется к оставшимся дефектам в речи. Поэтому окружающие люди должны проявлять понимание.

Ни в коем случае нельзя допускать, чтобы больной замкнулся в себе и был изолирован от людей.

Чтобы восстановить утраченную функцию, человек должен больше общаться, принимать участие в различных обсуждениях, выполнять упражнения несложного характера.

Любой вид нарушения речи после инсульта можно постепенно ликвидировать. Чтобы реабилитация проходила удачно и быстро, следует разобраться в специфике дефекта и правильно подобрать лечебную методику. Встречаются такие нарушения, как сенсорная и моторная афазия.

При моторной афазии речь воспринимается больным на слух и даже понятна ему. Однако для человека составляет огромную трудность произносить слова самостоятельно или формулировать мысли. Пациент с трудом читает и пишет. Чаще всего эти функции вовсе утрачиваются.

Что такое сенсорная афазия? Больной может бормотать что-то бессвязное, речь не подлежит его контролю. Навык чтения не утрачивается, но для пациента смысл написанного непонятен. Способность к написанию слов полностью отсутствует.

В результате перенесенного инсульта речи больного присуща сумбурность. При говорении он усиленно жестикулирует, включает экспрессивную мимику и множество различных интонаций.

Человек пытается сформулировать свои мысли, но это у него не получается, так как правильное произношение и подбор нужных слов утрачен. Пациент может проявлять агрессию, зачастую плачет. Состояние у него нервозное.

После инсульта утрачивается адекватное восприятие окружающего мира.

Как проходит восстановление речи?

Как восстановить речь после ишемического инсульта? После стабилизации состояния больного врачи советуют незамедлительно приступить к мероприятиям, способствующим восстановлению навыков говорения. Чтобы темпы реабилитации были быстрыми, с пациентом должен работать профессиональный логопед, но психологическая поддержка родных людей также крайне важна.

Как восстановить речь после инсульта? Упражнения, разработанные специально для этой цели, широко применяются логопедами.

Работа специалиста построена на поэтапном возвращении утраченной функции посредством разных заданий: работы с карточками, раскладывания детского лото, произношения слов по слогам и полностью.

Врач может научить больного компенсировать недостаток словесного выражения жестами.

Занятия нельзя приостанавливать даже в том случае, если желаемый эффект долго не достигается. Рано или поздно упорные старания врача и пациента дадут свои результаты.

Основные рекомендации для проведения упражнений

Как восстановить после инсульта средней тяжести речь? Рекомендации относительно того, как проводить упражнения по ее восстановлению, отличаются четкостью.

Главной целью занятий является заставить клетки, расположенные в пораженной области мозга, выполнять утраченные функции. Это достигается посредством постоянных тренировок. Больному необходимо слышать живую речь.

С ним следует постоянно общаться. Это поможет ему начать воспроизводить звуки.

Что касается произношения целых слов, то в случае полного отсутствия навыка говорения пациенту предлагается произносить отдельные звуки и слоги. С этой целью человеку говорят часть слова или фразы. При этом окончания не договариваются. Пациент должен сам их произнести.

Благотворное влияние на развитие способности к воспроизведению слов оказывает пение. Если петь больному и предлагать ему подпевать, то он намного быстрее восстановит речь. Такой метод отличается высоким уровнем эффективности.

Очень важным является восстановление способности произношения звуков. Возможно, человек способен разговаривать, но за счет сильного нарушения иннервации мимических и жевательных мышц происходит их застывание.

Упражнения для разработки мышц

Как восстановить речь после инсульта? В обязательном порядке требуется разработка лицевых мышц.

Пациенту предлагается:

  • складывать губы в трубочку;
  • оскаливать зубы;
  • максимально выдвигать язык вперед;
  • слегка прикусывать челюстями то верхнюю, то нижнюю губу;
  • облизывать губы языком в обоих направлениях.

Работа логопеда

После того как будет проведено обследование больного и определен тип афазии, следует немедленно приступить к занятиям с логопедом. Следует отметить, что у трети людей, перенесших инсульт, на момент выписки из больницы речь полностью восстановлена. Конечно, такое возможно, если в больнице имеется логопед, который проводит занятия с пациентом с первой же недели его болезни.

Что такое логопедия?

Логопедия — наука, занимающаяся изучением нарушений речи, разработкой путей их преодоления и предупреждения, методами коррекционной работы. Больные, которые даже после занятий с врачом выписываются с тяжелым нарушением речи, при последующей работе, проводимой с регулярностью, могут справиться с недостатками и приступить к работе.

С самого начала логопедом проводится “размораживание” нарушенных функций речи на основе прежних стереотипов. Врач проверяет реакцию больного на слабые раздражители, к примеру приглушенное говорение. Работа построена про принципу нарастания уровня заданий от легких к сложным.

Здесь учитывается тот немаловажный нюанс, что подборка упражнений осуществляется индивидуально, с учетом степени поражения речевого аппарата пациента. Принимается во внимание и тип афазии.

Для одного человека будет легко называть предметы, для другого – поддерживать диалог и т. д. Но нельзя постоянно давать легкие задания. Их сложность должна неуклонно расти.

Первое занятие не должно стать для пациента обременительным. В начале реабилитации рекомендуется использование материала, имеющего эмоциональную значимость для больного. Также подбирается и соответствующая смысловая нагрузка.

Что нельзя предлагать на начальных этапах лечения?

Проведение начальных этапов лечения имеет огромное значение. Не рекомендуется предлагать прорабатывать отдельные слова вне контекста и подключать звуки. Для восстановления речи логопедом должны быть созданы всяческие условия для того, чтобы больной как можно быстрее смог поддержать беседу.

Применение пения

После инсульта быстрее восстановить речь поможет пение. Занятия логопеда с включением элементов музыки дают положительные результаты.

Если пациент затрудняется закончить предложение, которое начал логопед, то можно предложить прослушивание и пение любимых песен. Необходимо выяснить, какие песни любит и знает больной. В процессе пения слова сначала произносятся пациентом нечетко.

Постепенно произношение их улучшается. Такое задание должно протекать в позитивной атмосфере. Больному оно приносит удовольствие.

Сразу после того как пациент сможет произносить слова, следует вызвать у него интерес к самостоятельным занятиям. К примеру, предложить ему вставить в предложения пропущенные буквы или предлоги.

Какие методы применяются для людей с сенсорной афазией?

Источник: https://FB.ru/article/270786/kak-vosstanovit-rech-posle-insulta-uprajneniya-i-rekomendatsii

Как восстановить речь после инсульта: способы и методики

Как научится говорить после инсульта

Неврологические заболевания головного мозга с последующим кровоизлиянием – достаточно распространенная патология, требующая грамотного лечения. Восстановление речи после инсульта – одна из первостепенных задач комплексной терапии. Чаще всего в отсутствии адекватного лечения данный недуг приводит к инвалидности.

В результате грамотного подхода, возможно, уменьшить отрицательные последствия кризиса. Основное условие – своевременность оказания первой помощи. При правильной терапии риск инвалидности существенно снижается.

Причины проблем с речью после инсульта

Афазия на фоне геморрагического или ишемического кризиса связана с поражением центра в коре мозга, отвечающего за речевые функции. У правшей он находится слева, но при некоторых типах синдрома, одновременно затрагиваются лобные и теменные доли, мозжечок.

Пациент, перенесший кризис, не может произносить нормально слова, утрачивает возможность писать, читать, перестает распознавать фразы других людей. Такие нарушения наблюдаются при поражении височной доли (сенсорной патологии).

Заболевание сопровождается и другими речевыми дисфункциями:

  1. Тотальный тип. Речь полностью отсутствует, больной не узнает родных людей, не осознает, что с ним происходит.
  2. Моторный вид. Человек осознает, о чем с ним общаются окружающие, реагирует на происходящее в ответ. Речь у больного напоминает несвязанные звуки.
  3. Амнестический тип. Пациент не распознает окружающие его вещи. Словарный запас достаточно ограничен.
  4. Семантический вид. Человек не воспринимает сложные фразы, предложения, синонимы и сравнения. При обращении к нему следует употреблять самые простые речевые конструкции.

В зависимости от типа афазии у человека, подбирается индивидуальная программа лечения после инсульта в домашних условиях и стационаре. При повреждении теменной и лобной части (моторной афазии) устранить речевые расстройства намного сложнее, чем при сенсорной патологии.

Сколько человек восстанавливается после кризиса

Время на протяжении, которого пациент «приходит в себя» после инсульта зависит от своевременности оказания медицинской помощи, локализации кровоизлияния, типа патологии и общего состояния здоровья определенного человека. Чем значительнее данные показатели, тем сложнее определить, восстанавливаются ли речевые функции после перенесенного кризиса.

Примерное время и прогноз на возвращение человека после инсульта к нормальному образу жизни выглядит примерно так:

  1. Ишемический кризис с незначительными неврологическими нарушениями (небольшой паралич лица и конечностей, дисфункции зрения, координации, головокружения). На частичное восстановление потребуется несколько месяцев, полное – до 3-х.
  2. Различные типы инсульта с характерными неврологическими изменениями (сильный паралич лица, конечностей, значительные нарушения координации). Чтобы человек смог частично обслуживать себя потребуется около полугода, на полное излечение иногда уходят года.
  3. Тяжелые геморрагические и ишемические кризисы со стойким неврологическим нарушением (инвалидность за счет поражения одной из конечностей и другие серьезные дефекты). Частичное лечение с возможностью сидеть самостоятельно – до 2-х лет, полноценное восстановление – невозможно.

Чем тяжелее кризис, тем сложнее ответить, как восстановить речь после геморрагического инсульта. При ишемическом кризисе человек приходит в себя значительно быстрее. На фоне серьезного неврологического нарушения при любом инсульте у пациента не всегда имеется возможность на полное излечение.

При ишемическом кризисе человек восстанавливается быстрее, чем при геморрагическом

Помощь логопеда при лечении афазии

По мнению специалистов, первые 6 месяцев после кризиса считаются более плодотворными в восстановлении речевых функций. Но это не означает, что в это время способность говорить вернется без помощи врачей, усилий со стороны больного.

Как восстановить речь после инсульта:

  • систематические занятия с логопедом по специальной схеме, позволяющей быстро вернуть потерянные навыки;
  • выполнение упражнений в домашних условиях, которые подбирает специалист;
  • определение типа афазии на основании комплексной диагностики.

Для достижения максимально быстрого эффекта следует, чтобы первое время логопед занимался с человеком, перенесшим инсульт в присутствии его родных, это даст возможность родственникам запомнить необходимые упражнения.

При уменьшении тяжести симптоматики афазии и «обнадеживающей» динамики, можно уменьшать количество общений с логопедом. Специалиста можно приглашать на дом – 1 раз в несколько недель для коррекции, наблюдения за ходом лечения. Логопедические упражнения должны осуществляться каждый день.

Чтобы быстро вернуть потерянную после геморрагического или ишемического инсульта речь недостаточно обеспечить пациенту только занятия с доктором. Вернуться к полноценному образу жизни возможно только при условии медикаментозной терапии, предполагающей употребление препаратов, способствующих восстановлению кровообращения травмированных участков головного мозга.

Логопедические упражнения должны сочетаться с техникой специального массажа шейного отдела позвоночного столба, с мощной электростимуляцией и физиотерапевтическим воздействием.

Комплекс занятий после перенесенного кризиса

  • Несмотря на то, что для каждого типа афазии предусмотрены свои упражнения для восстановления нормальной речи после инсульта, следует помнить, что все нарушения носят смешанный характер и требуют системного особого подхода.
  • Комплекс специальных занятий поможет не только вернуть утраченные навыки, но и улучшить здоровому человеку свои ораторские способности, дикцию.
  • На тренировках рекомендуется придерживаться рекомендаций логопеда, которые включают:
  1. Вытянуть губные складки в трубочку, держать 3-5 секунд, затем повторить (до 10 подходов).
  2. Нижней часть челюсти схватить верх губы, удерживать 2-3 секунды, отпустить (5-10 раз).
  3. Аналогично предшествующему упражнению, только наоборот – верхней губой зажать нижнюю часть.
  4. Приоткрыть рот, вытянуть шею вперед, высунуть язык (насколько это возможно), задержаться на несколько секунд (5-10 повторов).
  5. По очереди облизываем верхнюю и нижнюю губную складку, слева на права, затем, наоборот (до 10 подходов).
  6. Изобразить языком трубочку.
  7. Облизывать по кругу губные складки.
  8. Закрыть рот и языком дотянутся к нижнему небу.
  9. Цокать языком, как лошадь во время бега.
  10. Закрыть рот, зубы разомкнуть, круговыми движениями водить языком между губными складками и зубами.
  11. Попытаться улыбнуться, показав при этом все зубы, затем повторить движение с сомкнутой челюстью.
  12. Прошипеть, словно змея, выдвинув язык из полости рта.
  13. Послать поцелуй, громко причмокивая.
  14. Языком дотянуться до подбородка, после кончика носа.

Логопедические упражнения после инсульта

Упражнения при афазии можно выполнять в различной последовательности по 2-3 раза/сутки, сочетая их с другими занятиями по восстановлению речевых функций. Логически завершать фразы за помощником, разучивать скороговорки, стихи, считалки, песни, слушать любимые музыкальные произведения.

Чтобы речь восстановилась полностью (насколько это возможно) необходимо подходить к выполнению рекомендаций логопеда, лечащего врача со всей ответственностью. Во время занятий в комнате должны быть полная тишина.

Лечение ишемического кризиса стволовыми клетками

Цель данной терапии – восстановить, обновить травмированные инсультом сосуды, ткани. Стволовые клетки распознают проблемные участки, заменяют погибшие нейроны здоровыми нервными клетками.

Современная методика восстановления функций, речи после инсульта включает следующую схему действий:

  • из биологического материала человека, извлекают стволовые ткани;
  • полученные клетки доводят до нужной величины;
  • вводят внутривенно раз в 2 месяца.

Подобная терапия позволяет восстановить поврежденные ткани «серого вещества» и его функции, укрепить иммунитет, улучшить общее самочувствие человека, повысить жизненный потенциал.

Лечение инсульта стволовыми клетками

Другие методики лечебно-профилактического воздействия

Сложное нарушение речи после инсульта, возможно, устранить и при помощи других способов терапии, порекомендовать которые сможет только квалифицированный невролог. В этих целях он проведет комплексную диагностику, по результатам которой назначит соответствующее лечение, включающее:

  1. Физиотерапию – электростимуляцию речевых мышечных тканей. Ее чаще всего используют при моторном типе афазии. Но современные врачи к ней прибегают в редких случаях.
  2. Иглорефлексотерапию – используется для восстановления артикуляции и звена речевой функции. Назначается при моторном типе патологии.
  3. Функциональное биоуправление. Данная методика основана на визуальном воздействии на речевую мускулатуру. Не рекомендуется применять больным с расстройством восприятия.

Комплексная терапия, включающая данные методики воздействия, помогает улучшить речевые функции. Сложность реабилитационного периода и сколько займет лечение последствий геморрагического или ишемического инсульта зависит от локализации кровоизлияния, его обширности. В некоторых случаях на восстановление уходит всего месяц, в других до 2-х лет.

Проблемы с речью после кровоизлияния в головной мозг могут заключаться не только в непосредственном повреждении центров, но и в параличе мимических мышечных тканей. В результате артикуляционная мускулатура перестает выполнять свою работу, а терапия и реабилитация осуществляется, как и при нарушениях координации.

Иглорефлексотерапию – используется для восстановления речевой функции

Медикаментозные препараты при афазии

При ишемическом кризисе своевременный тромболизис помогает избежать проблем с речью. Были изучены следующие лекарственные средства, использующиеся для восстановления функций, при этом они показали различную эффективность:

  • «Пирацетам» совместно с логопедическими упражнениями ускоряет процесс выздоровления;
  • «Бромокриптин» не помогает при афазии;
  • «Леводопа» – его эффективность полностью не доказана;
  • «Декстроамфетамин» – улучшает реабилитацию речи после инсульта в сочетании со специальным комплексом упражнений;
  • Холинергические медикаменты – их действие при афазии до конца не изучено;
  • «Моклобемид» – не способствует лечению при проблемах с речью;
  • «Декстран-40» – снижает эффективность комплексной терапии;
  • «Мемантин» – совместно с речевыми занятиями, индивидуальным ограничением, восстанавливает речевые функции.

Можно ли принимать тот или иной препарат зависит от индивидуальных особенностей пациента, обширности, типа кризиса. Лечение афазии осуществляется по аналогичной схеме, что и другие нарушения при инсульте. Чаще всего применяются медикаменты, направленные на восстановление проводимости нервных окончаний, стимулирование памяти, внимания.

Декстроамфетамин – улучшает речь после инсульта

Средства народной медицины при афазии

Определенных рецептов восстановления речевых возможностей нет, но можно помочь человеческому организму, выполняя определенны рекомендации. А именно:

  1. На первоначальных этапах реабилитации необходимо соблюдать постельный режим.
  2. Вместо простого чая употреблять отвар из мяты, шалфея.
  3. На ночь стакан теплого молока.
  4. Большое количество лимонов поможет укрепить иммунитет.

Восстанавливается ли речь после ишемического или геморрагического кризиса, – интересует как пациентов, так и докторов.

Следует совершать с больным пешие прогулки на свежем воздухе, следить за рационом его питания. Использование народных средств поможет ускорить процесс реабилитации.

Для лечения последствий инсульта применяются различные отвары на основе следующих трав:

  • шишек лесной ели либо сосны;
  • можжевельника;
  • красной калины;
  • лекарственного шалфея и полевого чабреца.

Помимо однокомпонентных отваров, используются и сложные сборы. В комплексную терапию афазии включают лекарственные чаи,  в состав которых входит:

  1. Зверобой, тысячелистник, полевой подорожник.
  2. Полевая земляника, очанка, скорлупа грецкого ореха.
  3. Шиповник, репешок, аптечная календула.

Источник: https://dp3.ru/serdtse/kak-vosstanovit-rech-posle-insulta-sposoby-i-metodiki.html

Методы восстановления речи после инсульта

Как научится говорить после инсульта

Речевые дефекты после инсульта связаны с нарушением движения мышц, которые участвуют в произнесении слов (дизартрия) и повреждением речевых центров коры головного мозга (афазия).

Для восстановления нужны занятия с логопедом, определенных успехов можно достичь и в домашних условиях.

Речевая реабилитация включает упражнения на разработку мимической мускулатуры, специальные приемы побуждения к общению, игровые методики, пение и скороговорки.

Если инсульт правой стороны, есть ли шансы восстановить память

Правосторонний паралич конечностей возникает при расположении очага кровоизлияния или ишемии в левом полушарии головного мозга. При этом у пациентов нарушаются функции, за которые отвечает эта область:

  • речь,
  • логическое мышление,
  • установление причинно-следственной связи,
  • математические способности,
  • возможность писать и читать.

Утрата памяти сопровождает различные формы острых нарушений мозгового кровообращения. Есть закономерность такого нарушения – вначале забываются текущие события, затем ближайшее прошлое, а давно минувшее сохраняется наиболее продолжительный период времени. Восстановление происходит в обратном порядке. При этом утраченные отрезки времени больной может заполнить вымышленными.

Возможности реабилитации потерянных способностей зависят от степени повреждения головного мозга, возраста, наличия болезней сосудов, сопутствующей патологии. Полное восстановление происходит в таких случаях:

  • сравнительно молодой пациент без хронических заболеваний;
  • небольшая зона разрушения мозга;
  • ранняя диагностика и госпитализация;
  • полный комплекс медикаментозного лечения;
  • помощь логопеда;
  • психотерапевтические занятия.

Рекомендуем прочитать о восстановлении после ишемического инсульта. Вы узнаете о том, возможно ли полное восстановление после ишемического инсульта, а также о курсе и сроках восстановления.

А здесь подробнее о медикаментозном лечении инсульта.

Как может нарушиться речь

К окончанию острого периода инсульта у 35% пациентов остается речевой дефект в виде афазии. Она бывает в нескольких формах, так как за речь отвечают разные зоны головного мозга:

Нижние отделы лобной извилины, центр Броканевозможно переключаться с произношения одного звука на другой, больной общается звуками, но может писать и читать;
не понимают обращенную речь;
Средняя височная извилинане воспринимают смысла слов на слух и не могут назвать изображенные предметы на картинках;
не помнят названий предметов или действий, не могут построить сложную речевую конструкцию;
неспособны сформулировать и произнести предложение, нарушена коммуникация с окружающими.

Если повреждены сенсорные (воспринимающие) и моторные (двигательные) речевые зоны, то развивается смешанная форма – тотальная афазия, при которой больной не может говорить и не понимает речь.

При повреждении мозжечка, ствола, корковой и подкорковой зоны может возникать и дизартрия. Она связана с тем, что мышцы, участвующие в произношении слов, ослабевают. При этом пациент хорошо слышит, видит и полностью осознает смысл сказанного, но не может разговаривать. Это нарушение характеризуется более благоприятным течением.

Речевые дефекты необязательно выражаются в полном или частичном отсутствии речи. При повреждении коры головного мозга пациент может становиться многословным, но путает значение слов, заменяет их похожими по звучанию или теряет способность запомнить имя, название предмета или действия. Таких людей невозможно понять, несмотря на то, что они нормально произносят слова.

Смотрите на видео о нарушении речи (афазии) после инсульта:

Какова вероятность восстановления у молодых

Для возобновления речи обычно требуется достаточно длительный период, так как нужно не только научить человека правильно выговаривать звуки и слова, но и полноценно общаться с окружающими. Чем раньше начато восстановление речевой функции, тем больше шансов на успех.

В молодом возрасте процесс реабилитации протекает гораздо быстрее, это связано с тем, что обычно повреждается одна зона головного мозга, а также чаще встречается геморрагическая форма инсульта. При этой разновидности болезни реже затрагивается кора больших полушарий, не страдает восприятие и понимание речи, интеллектуальные способности.

Доказано, что если начать занятия с логопедом в первые три месяца, заниматься не менее 3 часов в неделю, то у большинства пациентов молодого и среднего возраста удается добиться полного восстановления речи или существенно прогресса.

Как правило, для этого потребуется 4 — 5 месяцев. При обширном инсульте улучшение этой функции продолжается на протяжении года, известны случаи полной реабилитации и в более поздний срок.

Работа логопеда по восстановлению речи

Начало занятий проходит при пассивном участии больного. В остром периоде логопед определяет:

  • возможность контакта,
  • речевые возможности,
  • сохранность интеллекта,
  • эмоциональный фон.

Первые сеансы носят преимущественно психотерапевтический характер и проводятся для внушения пациенту веры в выздоровление. Конкретная форма утраты речи становится понятной к 20 — 25 дню от начала инсульта. С этого момента и до шестого месяца проходит самая продуктивная работа над восстановлением. Она включает:

  • побуждение к восприятию речи на слух;
  • заучивание текстов, пословиц, песен;
  • образцы построения предложений;
  • чтение фраз и стихов;
  • изучение употребления глаголов;
  • методики восстановления чтения и письма.

Занятия с логопедом

В более позднем периоде проводится работа на различение смысла похожих по звучанию слов, наработка словарного запаса, восстановление грамотности, речевой памяти, написания текстов.

Преимуществом занятий с логопедом является правильная методика, которая позволяет задействовать различные функции головного мозга, при невозможности полной реабилитации он помогает компенсировать нарушение речи для эффективного общения.

Кроме этого, большое влияние на больного оказывает эмоциональный фон. Неспециалисту и близкому человеку трудно сохранять полную нейтральность и не показывать разочарования или нетерпения. Занятия продолжаются от 15 до 40 минут не менее 2 раз в неделю на протяжении 2 — 3 месяцев, затем можно остановить процесс на 1 — 2 месяца, после чего возобновить вновь.

Практические упражнения в домашних условиях для речи, памяти

Если нет возможности заниматься с логопедом, то занятия можно проводить дома самостоятельно. Они менее эффективны, но при определенной настойчивости помогают добиться прогресса. Предварительно нужно, чтобы логопед провел осмотр больного и рекомендовал нужные упражнения.

Упражнения для восстановления речи

Они могут заключаться в подборе части слова, складывании кубиков или карточек со слогами, разучивании слов, а затем текстов, назывании изображенных предметов или описании действий по картинке. Помимо этого, всем пациентам показана тренировка произношения. Каждое из упражнений повторяют от 7 до 10 раз:

  • вытягивать губы в трубочку;
  • захватить нижней губой верхней;
  • открыть рот и максимально высунуть язык, пытаться достать им подбородок;
  • облизывать губы языком по кругу (снаружи и внутри ротовой полости);
  • завернуть язык к мягкому небу;
  • широко улыбнуться.

Для тренировки памяти хорошо подходит разучивание стихов, песен, пословиц и поговорок, игра в шашки и шахматы, разгадывание кроссвордов, прослушивание аудиокниг или чтение.

Смотрите на видео о  книгах и пособиях для восстановления речи:

Как помогут скороговорки

Для лечения больных с дизартрией, наряду с гимнастикой и миостимуляцией, показаны упражнения по проговариванию скороговорок. Эти речевые формы направлены на произношение буквы или комбинации, они помогают ликвидировать нарушения артикуляции. Правильно выбрать нужный вид поговорок может только логопед или нейрофизиолог.

Для самостоятельных тренировок нужно каждый день менять букву, которая чаще всего встречается в словосочетании. Некоторым больным скороговорки легче вначале распевать.

Лекарственные препараты в помощь больному

Для стимуляции обменных процессов в головном мозге, восстановления утраченных нейрональных связей используется группа препаратов, названная ноотропами. Ее прямое назначение – улучшение способности к запоминанию. Медикаменты с таким эффектом способны:

  • усиливать концентрацию внимания;
  • повышать осознанность действий;
  • уменьшать проявления речевых расстройств;
  • восстанавливать память;
  • улучшать переносимость умственных нагрузок;
  • облегчать процесс обучения.

К наиболее эффективным лекарственным средствам относятся: Энцефабол, Луцетам, Цераксон, Фенотропил, Олатропил, Когнифен, Церебролизин, Кавинтон. Также в комплексной терапии используют препараты и биодобавки на основе гинкго билоба – Танакан, Билобил.

Помимо ноотропных средств, для улучшения мозгового кровообращения применяют антиагреганты (Аспирин, Курантил), сосудорасширяющие (Трентал, Оксибрал, Энелбин), антиоксиданты (Армадин, Цитохром).

Рекомендуем прочитать об инсульте у молодых. Вы узнаете о том, почему происходит инсульт у молодых, видах инсультов в молодом возрасте, симптомах у женщин и мужчин, а также о диагностике и лечении инсульта.

А здесь подробнее об ишемическом инсульте у пожилых.

После инсульта восстановление речи и памяти требует более длительного периода времени по сравнению с двигательной функцией. В молодом возрасте шансы на полную реабилитацию выше. Максимального эффекта можно добиться при занятиях с логопедом. Если такой возможности нет, то после консультации специалиста упражнения проводит родственник больного.

Пациентам показана гимнастика мускулатуры, участвующей в произнесении слов, а также различные приемы (стихи, песни, скороговорки), устраняющие речевые дефекты.

Источник: http://CardioBook.ru/vosstanovleniya-rechi-posle-insulta/

Про Инсульт
Добавить комментарий